Моя планетаОбщие знания

Десять фактов о Земле, которых вы (возможно) не знали

Правда ли, что дни становятся длиннее? Каким был уровень моря миллионы лет назад? Вы знали, что Земля "толстеет"? Что будет с нами, когда Солнце рухнет само на себя? А сколько лун вращается вокруг нас? 10 самых удивительных любопытных фактов о нашей планете.

Да, Земля не имеет идеально сферической формы. Как и у некоторых его обитателей, у нее есть небольшие провисания в области "талии". Если диаметр Земли от Северного полюса до Южного Полюса составляет 12 714 километров, то диаметр, который проходит через экватор, составляет 12 756 километров: на 42 километра больше, что вызвано вращением нашей планеты вокруг своей оси. Разница, равная 0,3% диаметра Земли, слишком мала, чтобы ее можно было заметить, глядя на фотографии Земли из космоса.

Но это еще не все. Недавние исследования показали, что наша планета "набирает вес" на 7 миллиметров каждые 10 лет, вероятно, из-за таяния больших ледяных масс в Гренландии и Антарктиде, которые, превращенные в воду, тянутся прямо к экватору.

Когда Земля сформировалась 4,6 миллиарда лет назад, земные сутки длились около шести часов. Каково было бы втиснуть все наши обязательства в такой короткий день? К счастью, 620 миллионов лет назад дни уже удлинились до 21,9 часа. И это еще не конец. По мнению экспертов, средний 24-часовой земной день удлиняется примерно на 1,7 миллисекунды каждые 100 лет из-за трения приливов, вызванного гравитационным притяжением Луны, которое замедляет, хотя и незаметно, вращение Земли.

Между наземными тектоническими плитами, как известно, мучительные отношения. Если все мы знаем о Пангеи, едином крупном континентальном массиве, разделение которого, у истоков современных континентов, началось 180 миллионов лет назад, то далеко не все знают, что образование суперконтинентов носит циклический характер. Недавние исследования утверждают, что они будут формироваться и разрушаться каждые 250 миллионов лет. Короче говоря, в будущем может сформировать новый суперконтинент. Одной из таких гипотез является так называемая Пангея Ультима: единое пространство Земли, на котором Африка объединится с Северной Америкой, а Атлантический океан исчезнет.

Между 800 и 600 миллионами лет назад серия важных климатических изменений привела к самому важному ледниковому периоду за последний миллиард лет.

Согласно некоторым теориям - но тема обсуждается - морские воды в этот период замерзли до экватора, превратив Землю в гигантский "снежный ком". Поскольку большая часть солнечного света отражалась, температура на Земле должна была быть около -50 °C. К счастью, в то время планета была населена только микроорганизмами.

Самое засушливое место на Земле, пустыня Атакама в Чили, по иронии судьбы, находится рядом с крупнейшим источником воды на планете: Тихим океаном. Говорят, что город Калама, расположенный здесь, не видел ни капли дождя в течение 400 лет, до 1972 года, когда его смыло внезапной бурей. В некоторых районах Атакамы (которая, в отличие от многих пустынь, является холодным местом) не живут даже цианобактерии, фотосинтезирующие организмы, которые растут возле скал. Вот почему ученые НАСА изучают его экосистему, чтобы сравнить ее с экосистемой самых негостеприимных мест Солнечной системы.

Если бы Земля была гладкой кристаллической сферой, ее гравитационное поле было бы однородным. Реальность фактов совершенно иная: горные хребты, такие как Гималаи, океанические ямы, такие как Марианские острова, потоки воды и смещение земных плит вызывают гравитационные аномалии в положительных или отрицательных значениях. С помощью своих спутников-близнецов миссия НАСА GRACE (Gravity Recovery and Climate Experiment) картирует гравитационное поле Земли с большой точностью (рендеринг на изображении).

Восемнадцать тысяч лет назад, во время кульминационной фазы последнего продвижения льдов на планете Земля, льды захватили столько воды, что уровень моря упал на 120 метров, оставив огромные части морского дна открытыми. Но в прошлом уровень моря также знал несколько фаз "подъема", достигая 70 метров выше, чем сейчас. В последний межледниковый период, закончившийся 10-15 тысяч лет назад, он был на 5-7 метров выше, чем сейчас.

Когда у Солнца закончится водород, оно под действием силы тяжести схлопнется и превратится в красного гиганта в 100 раз больше и в 2000 раз ярче. Во время этого процесса, который, вероятно, произойдет через 5 миллиардов лет, Земля испарится. Побег до того, как это произойдет, может потребовать технологий и средств, которыми мы сейчас не обладаем (давайте посмотрим правде в глаза: куда бы мы переехали?). Но, по некоторым прогнозам, может появиться звезда, чтобы спасти нашу планету, прохождение которой разрушит орбиту Земли и сместит Голубую планету в сторону от Солнца. К сожалению, тогда земляне замерзли бы насмерть ...

Есть два других небесных тела с орбитой, близкой к Земле, которые часто называют - хотя и неправильно - "лунами".
Один из них - астероид 3753 Cruithne. Обнаруженный в 1986 году, он вращается вокруг Солнца, но за период времени, аналогичный земному: поэтому кажется, что космический камень «следует» за нашей планетой.
Вторым нарушителем является астероид 2002 AA29, который вращается вокруг Солнца один раз в год по подковообразной траектории, которая приближает его к Земле каждые 95 лет.

Это не просто фигура речи: есть научная причина для ощущения спокойствия перед бурей - метеорологическая. Когда формируется шторм, теплый, влажный воздух втягивается из окружающей атмосферы и направляется к самым высоким облакам приближающегося шторма, высота которого может достигать 16 километров. После этого воздух опускается на землю мягче и суше, а значит, стабильнее. Именно поэтому люди, живущие в районе, где вот-вот начнется гроза, чувствуют это ощущение внезапного спокойствия.