Определения

Цианобактерии

Цианобактерии, или цианеи, или синезелёные водоросли (их прежние названия), являются фотосинтезирующими бактериями, то есть они, как растения, используют солнечную энергию для синтеза своих органических молекул. Чтобы уловить этот свет, они используют разные пигменты: фикоцианины (сине-зеленого цвета) или хлорофилл.

Их фотосинтез, как и фотосинтез растений, производит двуокись кислорода (молекула кислорода O2), в отличие от других фотосинтезирующих бактерий (хлоробактерий и родобактерий), которые используют серу вместо воды. Производство кислорода цианобактериями океана, вероятно, явилось причиной Великого окисления, этого внезапного обогащения атмосферы кислородом 2 миллиарда лет назад.

Сегодня цианобактерии живут повсюду, в океане, пресных водах, а также на суше. Они могут жить в симбиозе с другими организмами, и также считается, что хлоропласты растительных клеток, органеллы, в которых происходит фотосинтез, являются потомками симбионтов цианобактерий.

В воде и почве они преобразуют азот из воздуха в аммоний и нитраты, которые могут использоваться растениями, и, таким образом, являются удобрением.

Опасность цианобактерий

Цианобактерии могут стать опасными для фауны и флоры, когда они размножаются в окружающей среде во время цветения водорослей. Они выделяют цианотоксины, иногда смертельные для животных и опасные для человека.