Астрофизика

DESI: охота за темной энергией в сердце Вселенной

Спектроскопический прибор для изучения темной энергии (DESI) представляет собой впечатляющий технологический прогресс в изучении Вселенной. Финансируемый Министерством энергетики США и управляемый Лабораторией Беркли, он расположен в Национальной обсерватории Китт Пик и играет ключевую роль в изучении темной энергии.

Темная энергия, согласно нашему нынешнему пониманию, является движущей силой ускоренного расширения Вселенной. DESI использует мощный спектрограф для измерения света от более чем 40 миллионов галактик, квазаров и звезд, что позволяет создать очень подробную трехмерную космическую карту. Основной целью является понимание темной энергии, но прибор также дает возможность исследовать другие важные аспекты астрофизики, такие как темная материя и гравитационное линзирование.

Недавно команда лаборатории Беркли объявила о публикации первого пакета данных. Этот монументальный набор получен из 2480 фотографических экспозиций, снятых во время "проверочного" этапа DESI, который проходил в 2020 и 2021 годах. Натали Паланке-Делабруй, сопредседатель DESI, сказала:

"Тот факт, что DESI работает так хорошо и что объем научных данных, полученных в ходе тестовой фазы, сопоставим с предыдущими сканированиями неба, является монументальным достижением. Полученные данные не только позволят изучить темную энергию, но и будут востребованы всем научным сообществом для рассмотрения других тем, таких как темная материя, гравитационное линзирование и галактическая морфология".

Трехмерный "томографический снимок" Вселенной, полученный по данным DESI. Предоставлено: Д. Шлегель/Лаборатория Беркли с использованием данных DESI

Многообещающие открытия, сделанные с помощью DESI

Обнародование данных позволило ученым сделать важные открытия в области астрофизики. В частности, большой интерес вызвали два результата.

Во-первых, с помощью DESI были обнаружены свидетельства массивной звездной миграции в пределах галактики Андромеды. Это открытие дает ценную информацию о динамике и эволюции галактик. Во-вторых, он выявил чрезвычайно удаленные квазары, т.е. активные галактические ядра, излучающие интенсивный свет.

Эти очень далекие квазары имеют очень высокое красное смещение. По мере расширения Вселенной галактики удаляются, и их свет переходит в более длинные и красные волны. Чем более удалена галактика, тем больше ее красное смещение. Способность обнаружить эти явления при таком высоком красном смещении является выдающимся достижением.

Следует учесть, что телескоп, на котором установлен DESI, является более компактным инструментом, чем другие телескопы, предназначенные для такого рода исследований. Эти открытия не только обогащают наше понимание Вселенной, но и демонстрируют эффективность и важность этого проекта для научного сообщества.

Телескоп Николаса У. Мэйолла в Национальной обсерватории Китт Пик недалеко от Тусона, штат Аризона.

Несмотря на интересные результаты, полученные DESI на сегодняшний день, эксперимент находится лишь на начальной стадии. Программа сбора данных рассчитана на пять лет, и в настоящее время до ее завершения осталось два года.

За время работы эксперимента будут собраны данные о более чем 40 миллионах небесных объектов. DESI уже каталогизировал более 26 миллионов астрономических объектов и ежемесячно добавляет более миллиона новых объектов. Это позволяет ученым исследовать свойства темной энергии на протяжении всей истории Вселенной.