Астрономия

Что такое созвездие Ориона? Факты и мифы

Созвездие Ориона - это группа звезд, ориентированных определенным образом, которая наиболее заметна на ночном небе зимой в северном полушарии. Созвездие названо в честь Ориона, гигантского охотника в греческой мифологии.

Созвездие - это не более чем группа звезд, которые, если рассматривать их как единое целое, создают воображаемый, но очевидный узор. Этот узор может представлять что угодно от животного до мифологического бога.

До сих пор астрономы выявили в общей сложности 88 созвездий (признанных IAU в 1922 году), наблюдаемых из северного и южного полушарий.

Из всех 88 созвездий лишь немногие завоевали значительную популярность не только в научном сообществе, но и среди любителей астрономии. Созвездие Ориона, без сомнения, является одним из них.

Созвездие Ориона в исполнении художника / Изображение предоставлено: N Sanu/Wikimedia Commons

Поиск Ориона

Орион - одно из самых легко узнаваемых созвездий на ночном небе (из обоих полушарий). Он лежит на небесном экваторе, продолжении экватора Земли в космос.

Из-за своего уникального местоположения созвездие Ориона выглядит перевернутым (как вверх ногами, так и слева направо в обратном направлении) при наблюдении с южного полушария.

Лучше всего его можно наблюдать между 85 градусами северной широты и 75 градусами южной широты в зимний период.

Особенности созвездия

Самая яркая звезда в созвездии - Ригель (бета-Орионис), которая расположена в нижней левой части Охотника (при наблюдении из северного полушария). Если смотреть невооруженным глазом, Ригель выглядит как одиночная звезда, но на самом деле это система из четырех звезд. Первая звезда Ригель А - синий супергигант.

Карта созвездия Ориона / Изображение предоставлено: Wikimedia Commons

В нижней правой части Ориона находится Саиф. Несмотря на то, что Саиф сверхгигант, он меньше и намного слабее Ригеля.

Бетельгейзе (Альфа Орионис) и Беллатрикс (Гамма Орионис) действуют как правое и левое плечи созвездия, соответственно. Красный супергигант, Бетельгейзе, в последнее время вызвал широкий интерес со стороны научного сообщества.

Звезда имеет очень переменную видимую величину (от +0,0 до +1,3), что означает, что она испытывает систематическое затемнение и осветление. Время от времени Бетельгейзе затмевает Ригеля (на мгновение), чтобы стать самой яркой звездой в созвездии. Это одна из самых больших звезд на ночном небе, примерно в тысячу раз больше нашего Солнца.

Пояс Ориона

Четыре звезды (Ригель, Саиф, Бетельгейзе и Беллатрикс) вместе образуют четырехугольник. В центре четырехугольника расположена одна из самых популярных групп звезд (астеризм), известная как пояс Ориона.

Он состоит из трех звезд; Алнилам, Алнитак и Минтака - все три из них, по крайней мере, в 90000 раз ярче Солнца. Обнаружить астеризм довольно легко в ночном небе, поскольку они появляются последовательно в линии.

Меч

К югу от пояса Ориона находится другая группа звезд и объектов глубокого неба, которые составляют меч Охотника Ориона. Возможно, наиболее значимым объектом в этом регионе является туманность Ориона, также известная как Мессье 42.

Туманность Ориона | Изображение предоставлено NASA / ESA

Расположенный внутри Млечного Пути, M42 находится на расстоянии около 1300 световых лет от нашей солнечной системы и может быть ближайшим активным звездообразующим регионом (звездным питомником) к Земле.

Частью туманности Ориона является Трапеция или Скопление Трапеции - относительно молодое звездное скопление, ответственное за освещение окружающей его области. Отдельными звездами, которые наблюдаются в этом регионе, являются 42 Orionis и Theta Orionis (система множественных звезд).

Тем не менее самый яркий член пояса Ориона - Йота Орионис. Это система из не менее четырех звезд, расположенных на расстоянии 2300 световых лет от Земли.

Щит и булава

К северу от Бетельгейзе находится цепочка из пяти звезд, которые составляют руку Ориона и булаву. Звезды включают Му Орионис (расположен прямо над красным супергигантом), Ну и Си Орионис и Чи (Х1 и Х2) Орионис.

Точно так же к западу от Беллатрикс находится группа из шести звезд (в совокупности известных как Пи Орионис), образующих арку. Вместе они представляют Щит или Лук Ориона.

Интересные факты о созвездии Ориона

Самая старая восстановленная звездная карта - это карта созвездия Ориона. В 1979 году во время раскопок в пещере, расположенной в долине Ах (Германия), археологи обнаружили табличку из слоновой кости возрастом 32 500 лет. Резьба на этой табличке напоминает изображение Ориона, охотника.

Существование экзопланет в созвездии весьма вероятно

Исследователи уже давно предполагают существование экзопланет или внеземных планет вблизи звезд, связанных с этим созвездием. Считается, что CVSO 30, звезда, расположенная на расстоянии около 1200 световых лет от Земли, содержит два массивных газовых гиганта; CVSO 30 b и CVSO 30 c.

Планетная система CVSO 30 (если она действительно существует) сама по себе уникальна. Относительное расстояние обеих планет от их родительской звезды - это то, что никогда не наблюдалось до сих пор. В то время как CVSO 30 b обращается вокруг звезды менее чем за 11 часов, CVSO 30 c требуется более 27 000 лет, чтобы сделать то же самое.

Это можно использовать для навигации по другим (видным) звездам.

Орион как звездный гид | Изображение предоставлено Mysid / Wikimedia commons

Если вы протянете пояс Ориона на запад (северо-запад), то первая яркая звезда, с которой вы столкнетесь - Альдебаран. Звезда является частью созвездия Тельца и находится примерно в 65 световых годах от нашей Солнечной системы.

В прямо противоположном (юго-восточном) направлении пояса лежит Сириус. Это самая яркая звезда в ночном небе и часть созвездия Большой Пёс.

Процион, самая яркая звезда в созвездии Малый Пёс, можно найти, следуя воображаемой линии от Беллатриксы через Бетельгейзе, простирающейся на восток. Аналогично, линия от Ригеля через Бетельгейзе ведёт нас к Поллуксу, гигантской звезде в созвездии Близнецов.

Будущее этого созвездия

Симуляция правильного движения Ориона с 50000 г. до н.э. до 50000 г. н.э.

Звезды никогда не остаются неподвижными, поскольку они непрерывно движутся по всей галактике. Однако эти движения слишком медленны, чтобы их можно было наблюдать в течение человеческой жизни. В конечном счете, звезды в созвездии Ориона сдвинутся с места и будут перестроены в течение десятков тысяч лет.

На основе данных миссии Gaia и Hipparcos Европейское космическое агентство произвело моделирование, которое показывает нам, как будет выглядеть созвездие в ближайшие 450 000 лет.

Ожидается, что Бетельгейзе, красный сверхгигант, представляющий левое плечо созвездия охотника, взорвется (превратится в сверхновую) где-то в ближайшие 100 000 лет или около того. Из молекулярного облака, окружающего этот регион, также родится много новых звезд.

Короткие факты и мифы

5. Один из наиболее заметных метеоритных дождей, Ориониды, по-видимому, происходит из направления созвездия Ориона (вблизи Бетельгейзе). Это ежегодный метеоритный дождь, который происходит каждый год в октябре.

4. В Орионе представлены одни из самых замечательных молекулярных облаков и туманностей, когда-либо существовавших в мире. Одним из них является кольцо Лямбда Орионис. В центре кольца находится Мейса (Lambda Orionis), которая представляет собой голову Созвездия Ориона.

3. Под кольцом Лямбда Орионис находится полукруглая эмиссионная туманность, известная как Петля Барнарда. Оба образования являются частью Молекулярного комплекса облаков Ориона.

2. В греческой мифологии Орион и Скорпион (созвездие Скорпиона) изображаются как заклятые враги. Согласно мифу, Орион однажды угрожал убить каждое живое животное на Земле. Разъяренная этим, Артемида (или, возможно, Гея) послала скорпиона убить Охотника.

Эти два созвездия никогда не видны вместе в ночном небе. В то время как Орион появляется зимой, Скорпиона можно увидеть только летом.

1. По мнению авторов книги Роберта Бьювала и Грэма Хэнкока, существует намеренная корреляция между положением трех главных пирамид в комплексе Гиза и звездами в Поясе Ориона. Эта гипотеза (теория корреляции Ориона) до сих пор остается весьма спорной.