КосмонавтикаНовости

Чанъэ 5: Китай готовится к высадке на Луну

Китайская миссия Чанъэ 5 успешно вышла на лунную орбиту, прежде чем успешно выпустить ступень спуска. Теперь осталось только приземлиться на Луну. Эта деликатная операция должна пройти через несколько дней. Задача: собрать около двух килограммов образцов и вернуть их на Землю.

23 ноября прошлого года в Китае успешно стартовала миссия "Чанъэ-5", целью которой является возвращение на Землю первых новых образцов Луны со времен американской программы "Аполлон" (1969-1972 гг.) и советской миссии "Луна-16" (1970 г.). Напомним, что в Китае уже есть три действующих космических аппарата на лунной поверхности: посадочный модуль "Чанъэ 3", который прибыл в 2013 году, и посадочный модуль "Чанъэ 4" и его вездеход "Юту 2", который приземлился "на другой стороне" Луны в январе 2019 года.

На данный момент все идет по плану. Космический корабль действительно был правильно выведен на лунную орбиту 28 ноября, через пять дней после запуска с космической базы Вэньчан. Согласно официальному китайскому информационному агентству Синьхуа, орбитальный аппарат (который включает возвращающийся космический корабль) и его посадочный модуль (который также включает подъемный модуль) разделились на следующий день в 21:40 по московскому времени.

Таким образом, эта операция подготавливает почву для высадки на Луну, запланированной недалеко от вершины Пик Рюмкера, горного хребта, возвышающегося в северо-западной части Океана Бурь. "Космический корабль функционирует нормально, и связь с наземным управлением нормальная", - заявили представители Китайского космического управления (CNSA). О точной дате проведения операции последние пока не сообщают.

Сбор образцов и возвращение их на Землю

Объявленная цель этой миссии Чанъэ 5 будет заключаться в сборе примерно двух килограммов пробуренных образцов. Затем они будут запечатаны в возвращаемым аппаратом, который взлетит, чтобы присоединиться к орбитальному аппарату и передать ему камни. Наконец, примерно через шесть дней орбитальный аппарат отправится в обратный путь к Земле. Предполагается, что он бросить свою драгоценную «добычу» во Внутренней Монголии (автономный район на севере Китая) примерно в середине декабря.

Если миссия будет успешной, планетологи смогут проверить некоторые ключевые теории о происхождении Луны и каменистых планет Внутренней Солнечной системы.

Возраст скального тела действительно можно оценить по количеству кратеров. Конкретно, чем дольше существует тело, тем сильнее будет бомбардировка его поверхности. Однако это не очень точное измерение. На данный момент оценки возраста Пик Рюмкера и его окрестностей, полученные по количеству ударных кратеров на нем, колеблются от более трех миллиардов до одного миллиарда лет назад.

На этот раз абсолютный возраст возвращенных образцов будет определен радиометрическим датированием. Это метод расчета относительных пропорций определенных радиоактивных изотопов (элементов с большим или меньшим количеством частиц в ядре атома, чем у стандартного вещества), содержащихся в горных породах. Эти усилия затем помогут точно определить возраст этой конкретной лунной поверхности, а также уточнить наши модели, чтобы лучше понять поверхности Марса, Меркурия и Венеры.