Астрономия

Большинство известных метеоритов принадлежат только к трем семействам астероидов

Международная команда под руководством исследователей из CNRS 1, Европейской южной обсерватории (ESO) и Карлова университета в Чехии успешно продемонстрировала, что 70 процентов всех известных падающих на Землю метеоритов происходят всего из трех семейств молодых астероидов.

Предположительно, эти семейства образовались в результате трех недавних столкновений, произошедших в главном поясе астероидов 5,8, 7,5 и 40 миллионов лет назад.

Исследования также позволили выявить источники других типов метеоритов, что дало возможность определить происхождение более 90 % известных метеоритов.

Три больших семейства

Известно более 70 000 метеоритов. Из них только 6 % по составу (ахондриты) были однозначно определены как происходящие с Луны, Марса или Весты, одного из крупнейших астероидов главного пояса.

Источник остальных 94 % метеоритов, большинство из которых являются обычными хондритами 2, до сих пор оставался неустановленным.

Поляризованное изображение в проходящем свете обычного хондрита (группа H) San Juan 029, найденного в пустыне Атакама в 2008 году группой исследователей CEREGE. Ширина, соответствующая изображению, составляет 3 мм.

Чтобы определить его, исследователи из международной команды провели телескопическое изучение состава всех основных семейств астероидов Главного пояса в сочетании с современным компьютерным моделированием столкновений и динамической эволюции этих основных семейств. Затем они распространили этот подход на все семейства метеоритов, выявив первичные источники углеродистых хондритов и ахондритов, а также Луны, Марса и Весты.

Таким образом, они определили происхождение более 90 % метеоритов как принадлежащих к трем астероидным семействам: Карин, Коронис и Массалия. В частности, семейство Массалия было определено как источник 37 % известных метеоритов.

Оказалось, что астероиды Рюгу и Бенну, которые были исследованы японским космическим агентством JAXA с помощью аппарата Hayabusa2 и NASA с помощью аппарата OSIRIS-REx, происходят из одного и того же семейства астероидов.

Почему только три семейства для всех этих метеоритов?

Тот факт, что большинство метеоритов могут принадлежать только к трем семействам астероидов, можно объяснить жизненным циклом семейств астероидов.

Для молодых семейств характерно обилие мелких фрагментов, оставшихся после столкновений. Такое обилие повышает риск столкновений между фрагментами и, вместе с их высокой подвижностью, их выхода из пояса, возможно, в направлении Земли.

Семейства астероидов, образовавшиеся в результате более старых столкновений, являются «истощенными» источниками метеоритов. Обилие мелких фрагментов, некогда составлявших их, естественным образом выветрилось и в конце концов исчезло после десятков миллионов лет последовательных столкновений и их динамической эволюции.

Таким образом, Карин, Коронис и Массалия неизбежно будут сосуществовать с новыми источниками метеоритов, образовавшимися в результате более поздних столкновений, и в конце концов уступят им место.

Происхождение остальных почти 10 % известных метеоритов до сих пор неизвестно. Чтобы исправить это, команда планирует продолжить исследование, на этот раз сосредоточившись на характеристике всех молодых семейств, образовавшихся менее 50 миллионов лет назад.