Астрономия

Астероид 3753 Круитни, который ошибочно называют второй луной Земли

В 1980-х годах астроном-любитель обнаружил довольно необычный околоземный астероид. Спустя десятилетие ученые официально назвали этот объект "близким спутником" Земли или "близкой луной". Что это за объект и почему он не является вторым спутником нашей планеты?

Подковообразная орбита

Луна - единственный спутник Земли, но есть еще один объект, который мог бы составить ей конкуренцию: околоземный астероид (3753) Круитни. Последний был открыт 10 октября 1986 г. астрономом-любителем Дж. Дунканом Уолдроном на фотографии из обсерватории Сайдинг-Спринг (Австралия). Спустя более десяти лет астрономы назвали объект квазиспутником Земли.

Но почему (3753) Круитни не является настоящим спутником нашей планеты? На самом деле, траектория астероида не является идеально эллиптической, как у Луны и искусственных спутников, которые люди вывели на орбиту вокруг Земли. Вместо этого орбита имеет подковообразную или бобовидную форму.

В частности, орбитальный период астероида составляет чуть меньше года, что примерно равно периоду обращения Земли вокруг Солнца. Таким образом, (3753) Круитни является "спутником" Земли, всегда находясь на ее пути, но не действуя как спутник.

Возможная тренировочная площадка для космонавтов

Астероид никогда не виден невооруженным глазом с Земли, и это не случайно. Диаметр астероида составляет всего пять километров, а расстояние до него составляет 12 миллионов километров. Более того, нет риска столкновения с нашей планетой, тем более что разница в орбитальном периоде между двумя этими "звездами" означает, что подковообразный эллипс (3753) Круитни имеет тенденцию постепенно удаляться. Тем не менее начальное положение эллипса возвращается каждые 385 лет, и так происходит уже более 100 000 лет. Ближайшее сближение между двумя объектами произошло в 1902 году и повторится в 2292 и 2676 годах.

Как пояснил журнал Discover в статье от 1 декабря 2022 года, некоторые ученые считают, что астероид может стать идеальной тренировочной площадкой для астронавтов. Это позволит им попрактиковаться в посадке на небольшие объекты с целью запуска реальных исследовательских миссий на поверхности астероидов.

Надо сказать, что перспектива исследования астероидов может открыть двери для их эксплуатации. Одним из примеров является (16) Психея, который представляет большой интерес для НАСА. Этот объект, диаметр которого составляет 226 километров, теоретически может стоить миллиард долларов для каждого землянина. Астероид содержит ядро из железа, никеля и золота.