ГеологияИстория

430000 лет назад в Антарктиду попал огромный огненный шар

Около 430000 лет назад в Антарктиде разбился огромный светящийся шар горячего газа. Несколько месяцев назад ученые обнаружили крошечные обломки, образовавшиеся непосредственно перед ударом. Подробности исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Группа ученых под руководством геолога Матиаса ван Гиннекена из Кентского университета (Великобритания) недавно взяла пробы отложений на вершине одной из гор Сёр-Рондане в регионе Земли Королевы Мод. В перспективе мы находимся в северной части белого континента. Электронный микроскопический анализ выявил наличие минеральных частиц.

"К моему удивлению, я обнаружил эти очень странные частицы, которые не были похожи на частицы Земли ... но они тоже не были похожи на микрометеориты", - пишет исследователь.

"В отличие от микрометеоритов, которые выглядят как мелкая пыль, около половины образцов были похожи на несколько слитых вместе маленьких камней", - продолжает он. "У некоторых на поверхности были крошечные пятнышки материала, а у других - отчетливые отметины в форме снежинок".

Внеземное происхождение

Химический анализ показал, что эти частицы (диаметром от 100 до 300 микрон) в основном содержат оливин и шпинель (богатую железом), сплавленные вместе небольшим количеством стекла. По словам авторов, этот состав близко соответствовал составу класса метеоритов, известных как CI-хондриты, подтверждая, что эти частицы содержали материал астероида.

Большое количество никеля, содержащегося в частицах, также подтвердило внеземное происхождение. Напомним, что этот элемент не очень распространен в земной коре.

По мнению исследователей, химический состав частиц предполагает, что они образовались несколько сотен тысяч лет назад во время воздушного взрыва в нижних слоях атмосферы. Фактически, они, вероятно, были результатом испарения большого метеорита, прежде чем упасть на землю. Но на каком уровне они были сформированы?

Чтобы выяснить это, исследователи сосредоточились на изотопах кислорода этих частиц, чтобы оценить количество кислорода, присутствующего во время их образования. По сравнению с типичным хондритовым материалом образцы здесь были очень богаты кислородом, что позволяет предположить, что они образовались очень близко к земле.

Некоторые из ударных частиц, собранных в горах Сер Рондане, Антарктида.

Сильный удар 430000 лет назад

На сегодняшний день команда обратилась к другим сообщениям об аналогичных столкновениях с метеоритами.

Оказывается, аналогичные частицы уже были захвачены в кернах льда, взятых с двух других антарктических пиков (EPICA Dome C и Dome Fuji). Согласно этим исследованиям, эти метеориты упали на Землю 430 000 и 480 000 лет назад соответственно. Сравнивая эти новые частицы с уже датированными, авторы считают, что они образовались около 430 000 лет назад.

Наконец, учитывая размер, форму и плотность этих останков пришельцев, команда попыталась оценить размер их родительского астероида: от 100 до 150 метров в диаметре.

На основе цифрового моделирования выяснилось, что такой астероид не мог дотянуться до земли. "Вместо этого он испарился бы в облаке перегретого метеоритного газа", - отмечает доктор Ван Гиннекен. "После этого газовое облако продолжит падать на землю со скоростью, аналогичной скорости исходного астероида". Речь идет о километрах в секунду.

Здесь газовый шар врезается в Антарктиду, но обратите внимание, что такой плотный, светящийся шлейф был бы чрезвычайно разрушительным, если бы он попал в населенный пункт. Таким образом, исследование предполагает, что "мы должны больше беспокоиться об этих меньших по размеру астероидах - диаметром от нескольких десятков до 200 метров - чем о гораздо больших астероидах, вызывающих ударные кратеры".