Астрономия

Звезда T Coronae Borealis вот-вот взорвется: вот почему и как ее наблюдать

Звезда T Coronae Borealis вот-вот снова взорвется после 80-летнего перерыва. Согласно прогнозам НАСА, взрыв может произойти в период с февраля по сентябрь 2024 года и даже стать видимым невооруженным глазом.

T Coronae Borealis - бинарная звезда, расположенная в созвездии Северной Короны. Это одна из немногих известных повторяющихся новых звезд в нашей Галактике. Ее расстояние от Солнечной системы пока точно не установлено. По оценкам исследователей, оно колеблется между 2600±460 и 3130±490 световыми годами.

Звездная система, в которую она входит, состоит из белого карлика большой массы и красного гиганта. Белый карлик окружен аккреционным диском, питаемым газом (в основном водородом) из красного гиганта. Под действием очень высокого гравитационного поля белого карлика огромное количество газа постоянно забирается у звезды-компаньона. Постепенно газ накапливается в аккреционном диске и медленно опускается к поверхности звезды.

Периодически, примерно раз в 80 лет, при достижении критической массы происходит термоядерный синтез водорода, что приводит к появлению новой звезды.

Что такое новая звезда?

В астрономии новая звезда — это огромный ядерный взрыв, вызванный накоплением водорода на поверхности белого карлика. В результате этого взрыва звезда становится намного ярче, чем обычно, после чего возвращается к своей первоначальной яркости.

Это явление возникает в бинарной системе, состоящей из белого карлика и красного гиганта. Если звезды находятся достаточно близко друг к другу, может случиться так, что часть внешней атмосферы красного гиганта будет медленно отбираться белым карликом. По мере этого вокруг белого карлика формируется аккреционный диск, состоящий в основном из гелия и водорода.

Из-за огромного повышения давления у поверхности звезды достигаются температуры в миллионы градусов Кельвина. При достижении критической массы начинается быстрая и неконтролируемая термоядерная реакция, приводящая к появлению новой звезды.

На этой анимации видно, как красная гигантская звезда и звезда-белый карлик вращаются друг вокруг друга. Белый карлик скрыт аккреционным диском, и когда он достигает критической массы, то превращается в новую звезду, значительно увеличивая свою светимость.

Во время взрыва яркость новой звезды может в 200 000 раз превышать яркость Солнца. Взрывы могут длиться от нескольких дней до нескольких лет, причем чем ярче новая звезда, тем короче ее продолжительность. По прогнозам, новая звезда T Coronae Borealis будет видна в течение нескольких дней.

Нет, это не сверхновая

Основное различие между новой и сверхновой — взрывом звезды достаточно большой массы в конце ее жизни — заключается в том, что новая — это явление, при котором происходит только выброс поверхностного слоя звезды в результате термоядерных реакций, протекающих на ее поверхности.

Это означает, что звезда продолжает существовать, не уничтожена полностью и может дать начало новым взрывам после перезарядки аккреционного диска. В случае сверхновой, напротив, происходит взрыв всей звезды в результате термоядерных реакций, происходящих внутри нее. После взрыва может образоваться туманность, а в центре может остаться компактный объект, например нейтронная звезда или звездная черная дыра.

Как наблюдать эту новую звезду?

T Coronae Borealis находится в созвездии Северная Корона, которое довольно легко заметить благодаря его типичной форме "U". В летние месяцы Северная Корона хорошо видна и достигает максимальной высоты над горизонтом.

Положение новой звезды относительно созвездия Северной Короны обведено красным.

Поначалу новая будет видна невооруженным глазом и по яркости будет схожа с Полярной звездой. Примерно через неделю яркость начнет уменьшаться, и для продолжения наблюдений понадобится небольшой бинокль, а еще лучше — телескоп.

Нельзя точно предсказать, когда произойдет это впечатляющее событие, по последним оценкам астрономов, оно должно случиться к сентябрю этого года. Лучше всего следить за созвездием Северной Короны, чтобы заметить новую звезду сразу после ее взрыва и наблюдать T Coronae Borealis в самом ярком ее проявлении.