КосмонавтикаНовости

Зонд Люси снова удивляет: система Динкинеша не двойная, а тройная!

1 ноября зонд НАСА "Люси" пролетел над своим первым астероидом Динкинеш, находящимся в Главном поясе между Марсом и Юпитером. При этом он обнаружил гораздо меньший по размеру бинарный спутник. Однако через шесть минут, удаляясь от системы, аппарат Lucy Long-Range Reconnaissance Imager (L'LORRI) вновь сфотографировал астероидную систему и сделал еще одно открытие. Спутник Динкинеша на самом деле был двойным: контактным двойным, то есть состоящим из двух меньших объектов, соприкасающихся друг с другом.

Этот спутник, обнаруженный Люси, является первым контактным бинарным астероидом, когда-либо наблюдавшимся на орбите другого астероида. На первых снимках "Люси", сделанных во время ближайшего сближения, две доли контактного бинара находились одна за другой, поэтому зонд не смог их различить. Только на более поздних снимках, сделанных, когда "Люси" покинул систему и удалился от него на расстояние около 1630 км, была видна истинная природа этого объекта.

Астероид Динкинеш и его бинарный спутник увековечены прибором Lucy Long-Range Reconnaissance Imager (L'LORRI) во время пролета зонда "Люси" 1 ноября 2023 года. Снимок был сделан в течение одной минуты после максимального сближения с расстояния около 430 км.

Что такое контактный бинарный астероид?

Контактный бинарный астероид — это астероидная система, состоящая из двух астероидов, соприкасающихся друг с другом, что отличает их от бинарных систем, в которых объекты разделены пустым пространством. Они могут иметь различную форму, но чаще всего выглядят как две лопасти или "картофелеподобные" структуры, слегка сплюснутые в области контакта.

Такие системы довольно часто встречаются в нашей Солнечной системе. Они могут образовываться по-разному, например, в результате столкновения двух астероидов или под действием гравитационных приливных сил, которые со временем сближают их друг с другом.

Однако до сегодняшнего дня ни один из них не наблюдался на орбите другого астероида. Хэл Левисон, научный руководитель проекта "Люси", сказал:

"Это, мягко говоря, озадачивает. Я не ожидал, что такая система существует. В частности, я не понимаю, почему два компонента спутника имеют одинаковые размеры. Будет интересно разобраться в этом".

На схеме показана траектория полета зонда "Люси" (красный цвет) во время облета астероида Динкинеш и его спутника. На схеме "А" отмечено положение зонда в 12:55 EDT 1 ноября 2023 года. "B" - положение зонда через несколько минут в 13:00 EDT.

Путешествие "Люси" продолжается

Основная задача "Люси" - наблюдение за троянскими астероидами Юпитера, которые она еще ни разу не посещала. Эта первая встреча с небольшим астероидом Главного пояса была добавлена в миссию только в январе 2023 года, главным образом для того, чтобы провести испытания системы, позволяющей зонду непрерывно отслеживать цели в полете.

Отличная работа системы слежения в случае с Динкинешем позволила команде сделать множество фотографий астероидной системы и тем самым получить более полное представление о форме астероидов. Они и привели к этому неожиданному открытию.

Сейчас команда продолжает передавать и обрабатывать остальные данные, полученные в ходе пролета Динкинеша - первого из 11 астероидов, которые "Люси" будет исследовать в течение своего 12-летнего путешествия. После пролета внутреннего края Главного пояса астероидов "Люси" возвращается к Земле для выполнения маневра гравитационной помощи, который состоится в декабре 2024 года.

В результате этого маневра зонд вернется в Главный пояс астероидов, где в 2025 году будет наблюдать астероид Дональджохансон, а в 2027 году — троянские астероиды Юпитера.