КосмонавтикаНовости

Зонд «Юнона» вот-вот пролетит над Европой, чего нам ожидать?

29 сентября космический аппарат НАСА Юнона совершит самый близкий пролет над спутником Европы за более чем 20 лет. Космический аппарат будет сканировать спутник Юпитера, чтобы узнать больше о его ледяной коре, которая содержит глобальный океан.

Европа является домом для гигантского подземного океана, расположенного под ледяной коркой толщиной в несколько километров. По этой причине это место является одним из наиболее перспективных для поиска внеземной жизни. Запущенный 5 августа 2011 года и находящийся в системе Юпитера с 2016 года, зонд Юнона скоро покинет Юпитер и Ганимед, чтобы совершить новый пролет мимо спутника Юпитера.

Полярная орбита "Юноны" вокруг Юпитера означает, что зонд приблизится к Европе под крутым наклоном, что позволит космическому аппарату впервые увидеть полярные области спутника. Ожидается, что во время пролета "Юнона" пройдет на высоте всего 355 км над поверхностью. Собранные данные могут рассказать нам больше о толщине ледяной коры и о том, могут ли подземные карманы жидкой воды достигать поверхности.

Для этого команда миссии будет использовать микроволновый радиометр зонда (MWR). Этот прибор изначально был разработан для того, чтобы "заглянуть" под облака Юпитера. В данном случае исследователи будут использовать его для "бурения" коры Европы путем обнаружения ее теплового излучения. Эти обнаружения зависят от уровня примесей во льду. Чем чище лед, тем глубже прибор может "видеть".

Совсем недавно прибор был развернут во время последнего пролета Ганимеда, самой большого спутника в Солнечной системе. Собранные данные подтвердили, что ледяная кора спутника очень толстая.

Подтверждение наличия гейзеров?

Следующий пролет Юноны, запланированный на 29 сентября, рассматривается НАСА как "разведывательная миссия" для следующей миссии Europa Clipper, запуск которой запланирован на 2024 год на ракете SpaceX. Зонд, который должен прибыть в 2030 году, совершит несколько десятков низколетящих пролетов над Европой. Эти данные будут использованы для оценки глубины и солености океана спутника, а также для других целей.

Есть также подозрение, что из глубины спутника регулярно извергаются водяные гейзеры. К 2021 году ученые обнаружили, что на Европе выделяется достаточно пара, чтобы за считанные минуты заполнить бассейн олимпийского размера. Однако источник этой воды остается неясным, так как ученые еще официально не подтвердили существование этих гейзеров. В конечном итоге Юнона может пройти через одну из них (при условии, что она окажется в нужном месте в нужное время).

Отметим, что в прошлом году миссия Юноны была продлена до 2025 года, после чего ее будущее остается неопределенным из-за радиации Юпитера. Каждый раз, когда зонд достигает ближайшей к планете точки, он получает большую дозу заряженных частиц. Космический корабль оборудован для борьбы с этим, но его щиты не смогут продержаться долго.