АстрономияНовостиПланетология

Зонд Juno запечатлел вспышку молнии в полярном вихре Юпитера, показав беспрецедентную внеземную погоду

В своей миссии по исследованию космоса NASA не перестает привлекать внимание общественности, регулярно публикуя впечатляющие и детальные снимки Солнечной системы. Недавно зонд Juno сделал поразительное изображение молнии во время грозы на Юпитере. На этом снимке, сделанном во время 31-го пролета "Юноны" вокруг Юпитера, видна вспышка молнии в вихре, закрученном вблизи северного полюса газового гиганта. Это наблюдение раскрывает новые аспекты его метеорологии и состава.

Юпитер, самая большая планета нашей Солнечной системы, уже давно является объектом интереса для научных исследований. Благодаря своим гигантским бурям и сложному составу он представляет собой богатое поле для изучения динамики планет-газовых гигантов.

Недавно благодаря зонду NASA Juno была открыта новая глава в этой истории. Находясь на орбите вокруг Юпитера с 2016 года, "Юнона" запечатлела изображение молнии во время юпитерианской грозы, предложив беспрецедентный взгляд на метеорологические явления планеты. Ее исследование, в частности зондом NASA Juno, продолжает раскрывать беспрецедентные аспекты ее метеорологии и состава.

Бурная погода

Погода на Юпитере, как известно, неспокойная. Его гигантское красное пятно, вихрь размером больше Земли, вращается уже несколько столетий. Бурные облака воды и аммиака движутся сквозь атмосферу, в которой преобладают водород и гелий. Молния, запечатленная "Юноной", вероятно, возникла в облаках, состоящих из раствора аммиака и воды, что отличается от земных облаков, состоящих из водяного пара.

На Земле молнии возникают в основном из водяных облаков и чаще всего вблизи экватора. Однако на Юпитере температура и давление в атмосфере Юпитера таковы, что аммиак может конденсироваться, образуя облака.

Вода также присутствует в атмосфере Юпитера, хотя и в гораздо меньших количествах, чем водород и гелий. Поэтому молнии на Юпитере, вероятно, являются результатом взаимодействия воды и аммиака в этих облаках и чаще всего наблюдаются вблизи полюсов. Это различие подчеркивает разнообразие метеорологических явлений в Солнечной системе.

Миссия Juno: углубленный взгляд на Юпитер

Запущенная в августе 2011 года миссия NASA Juno направлена на изучение Юпитера. Зонд призван пробить плотный облачный покров и выявить структуру планеты, ее атмосферу и магнитные поля. В поисках подсказок о фундаментальных процессах и условиях, определявших формирование нашей Солнечной системы, "Юнона" поможет понять происхождение и эволюцию Юпитера.

Вид космического аппарата NASA Juno над северным полюсом Юпитера.

Этот снимок был сделан "Юноной" во время 31-го близкого пролета Юпитера 30 декабря 2020 года, говорится в релизе NASA. В 2022 году гражданский ученый Кевин М. Гилл обработал изображение из необработанных данных, полученных прибором JunoCam на борту зонда. В момент получения необработанного изображения "Юнона" находилась на высоте около 32 000 километров над облаками Юпитера, на широте около 78 градусов по мере приближения к планете.

В ближайшие месяцы орбита "Юноны" снова приблизится к Юпитеру, когда зонд пройдет над ночной стороной планеты-гиганта. Это предоставит научным приборам "Юноны" дополнительные возможности для съемки молний. Кроме того, в декабре следующего года и в январе 2024 года планируется сближение с Ио, одним из спутников Юпитера.

Миссия JUICE (JUpiter ICy moons Explorer) Европейского космического агентства (ЕКА) была запущена 14 апреля 2023 года с Европейского космодрома во Французской Гвиане. Она должна прибыть в систему Юпитера в 2029 году. Цель миссии - провести детальные наблюдения газового гиганта и трех его крупных океанических спутников - Ганимеда, Каллисто и Европы - с помощью ряда приборов дистанционного зондирования, геофизических приборов и приборов in situ.

Эти две миссии дополняют друг друга. В то время как Juno сосредоточится в первую очередь на самом Юпитере, JUICE сконцентрируется на его спутниках. Данные, собранные Juno об атмосфере и магнитном поле Юпитера, могут помочь интерпретировать данные, которые JUICE соберет о взаимодействии между планетой и ее спутниками. Кроме того, наблюдения "Юноны" за атмосферными явлениями, такими как молнии, могут помочь в подготовке и планировании наблюдений JUICE.

Также возможно, что эти две миссии смогут сотрудничать для проведения одновременных наблюдений Юпитера и его спутников, что позволит получить ценную информацию, которая не может быть получена одной миссией.