Космонавтика

Жизнь на Марсе: что именно будет искать Perseverance?

Американский марсоход Perseverance готовится к запланированной посадке в четверг. Его цели будут состоять в том, чтобы охарактеризовать геологию планеты и ее прошлый климат, но также, и прежде всего, поиск следов прошлой жизни, погребенных в земле. Но что именно будет делать марсоход?

Долгое путешествие Perseverance на планету Марс подходит к концу. Запущенный в июле прошлого года марсоход, как ожидается, приземлится в четверг, 18 февраля. Оказавшись там, его цели будут состоять в том, чтобы охарактеризовать это место, изучить марсианскую геологию, измерить атмосферные и метеорологические свойства планеты, а также найти следы микробной жизни, которая возможные когда-то развивалась на планете.

Из предыдущих миссий мы знаем, что когда-то Марс был пригоден для жизни, как и Земля, прежде чем он окончательно потерял всю свою воду. При этом от трех до четырех миллиардов лет назад жизнь, возможно, успела появиться, развиться и оставить следы. Задача вездехода - зондировать их. Это могут быть прямые или органические химические признаки в составе и химическом составе горных пород, например, текстурные свидетельства в записях горных пород.

Выбор кратера Езеро

Почти четыре года исследователи гадали о подходящем месте. Наконец, НАСА нацелилось на кратер Езеро. Также из предыдущих миссий мы знаем, что когда-то это образование было заполнено водой. И что у входа в это древнее большое озеро была дельта реки.

Однако на Земле эти мелководья способствуют сохранению органических молекул, очень медленно закапывая их в отложениях. Итак, если дельта Марса работает таким же образом, и если действительно существовала жизнь в древних марсианских реках, то вполне возможно, что эта среда могла сохранить останки или следы этой микробной жизни с древних гор, найденных над кратером.

Помимо воды, на Марсе также было несколько источников тепла (вулканы, столкновения с астероидами). Словом, в нашей Солнечной системе очень мало мест, где можно было бы сохранить следы внеземной жизни. Кратер Езеро - один из них. Преимущество его также заключается в том, что он "легко" доступен. Даже если, напомним, высадиться на Марс очень сложно.

Белый круг на этой фотографии представляет собой область, в которой марсоход НАСА Perseverance попытается приземлиться 18 февраля. Предоставлено: НАСА / ЕКА.
Старая речная дельта кратера Езеро. Предоставлено: НАСА.

Поскольку НАСА сделало ставку на миссию по возвращению марсианских образцов, исследователи выбрали не инструменты, способные делать самые сложные анализы, а те, которые могут быстро и эффективно идентифицировать наиболее интересные участки почвы.

Для этого в Perseverance внедряет небольшую новинку: Mastcam-Z. Это модернизированная версия камеры Curiosity с 3-кратным зум-объективом и двумя отдельными 24,2-сантиметровыми линзами, которые позволяют делать стереофотографии с высокой детализацией.

очно так же, как левый и правый глаз создают трехмерное изображение в нашем мозгу, камеры Perserverance - это левый и правый глаз. Благодаря этому мы сможем построить трехмерное изображение того, что марсоход увидит на Земле, когда мы получим эти изображения", - говорит Джим Белл из Университета штата Аризона.

С помощью этих снимков и других отдельных инструментов исследователи смогут выбрать наиболее перспективные участки. После предварительного определения от туда будут взяты небольшие керны глубиной пять сантиметров для анализа марсоходом с помощью двух его спектрометров PIXL и SHERLOC. Затем он будет отвечать за укрытие наиболее интересных образцов для их будущего путешествия на Землю, где их можно будет проанализировать с помощью самых современных приборов.

SuperCam с широкой апертурой, а под двумя основными камерами Mastcam-Z расположены две камеры, используемые для навигации.

Что касается календаря, то мы еще не знаем точных дат, но, грубо говоря, миссия будет состоять в том, чтобы отправить новый посадочный аппарат на Марс уже в 2026 году. После приземления он развернет новый марсоход, чтобы собрать пробирки, отложенные марсоходом Perseverance. Затем они будут помещены в небольшую ракету, которая затем выйдет на орбиту вокруг планеты. Тем временем ЕКА отправит зонд, который соберет эти образцы прямо с орбиты, прежде чем доставить их на Землю в 2032 году.