Здоровье и медицина

Заражение вариантом коронавируса Омикрон может защитить от гриппа

Новое исследование, проведенное учеными из Университета Кента, Великобритания, предполагает, что инфицирование вариантом Omicron (или BA.1) вируса SARS-CoV-2 может обеспечить определенную защиту от сезонного гриппа. Считается, что этот вариант вызывает устойчивую выработку интерферонов, которые защищают клетки от суперинфекции вирусами гриппа А.

Первый случай варианта Omicron был выявлен 9 ноября 2021 года в Ботсване; 26 ноября 2021 года Всемирная организация здравоохранения классифицировала его как вариант, вызывающий беспокойство. Мутации, которые он несет, делают его более заразным и устойчивым к вакцинному иммунитету, но с меньшей вероятностью вызывают тяжелые формы COVID-19. Это заболевание быстро привело к появлению нескольких субвариантов (обозначаемых как BA.2 - BA.5).

Было показано, что тяжесть заболевания в значительной степени зависит от индуцированного вирусом интерферонового сигналинга. Последние результаты, полученные на клеточных линиях, позволили предположить, что вариант BA.1 индуцирует более сильную выработку интерферона, чем предшествующий ему вариант Delta. Поэтому группа исследователей поставила перед собой задачу изучить репликацию вирусов Delta, BA.1 и BA.5, сравнить сигналы интерферона в каждом случае и проследить влияние инфекции одного из его вариантов на репликацию другого вируса, H1N1.

Более устойчивый ответ на интерфероны

Интерфероны - это белки, естественным образом вырабатываемые клетками иммунной системы в ответ на присутствие в организме патогена; они вызывают выработку белков с противовирусной (или антибактериальной) активностью. Их название происходит от того, что они препятствуют вирусной репликации. Существует три типа интерферонов: два из них вырабатываются клетками, зараженными вирусом, которые выделяют молекулы интерферона в небольших количествах, чтобы "предупредить" соседние клетки и таким образом предотвратить размножение вируса; третий тип вырабатывается лимфоцитами.

В своем исследовании ученые сначала заразили первичные эпителиальные клетки бронхов человека и первичные моноциты человека вирусами Delta и BA.1. Клетки, обработанные простым физиологическим раствором, не содержащим вируса, служили контрольным образцом. Как и ожидалось, BA.1 показал более быструю кинетику репликации, чем Delta в клеточных культурах. Аналогичным образом, BA.1 вызывал более сильный ответ интерферона, чем Delta. "Интерферон-α/β достиг пика через 24 часа после заражения, после чего вернулся к исходному уровню, а интерферон-λ оставался повышенным до 120 часов после заражения", — пишут исследователи в своей препринтной статье.

Краткосрочные реакции на интерферон I типа (α/β) вызывают защитный противовирусный ответ, в то время как долгосрочная активность интерферона связана с потенциально вредным воспалением. Напротив, устойчивый ответ на интерферон III типа (λ) подавляет репликацию респираторного вируса на эпителиальных барьерах дыхательных путей и предотвращает чрезмерное воспаление, объясняет команда. Поэтому наблюдаемые здесь реакции интерферона I и III типа объясняют, почему Omicron менее патогенен, чем другие варианты SARS-CoV-2.

Вариант, препятствующий репликации вируса гриппа

Затем исследователи провели еще один эксперимент с теми же клетками, заразив их через два дня вирусом H1N1 - подтипом вируса гриппа А, который присутствует в большинстве случаев сезонного гриппа. Целью было проверить, может ли интерфероновый ответ, индуцированный BA.1, вызывать противовирусное состояние, препятствующее репликации H1N1.

Уровни геномной РНК (слева) или мРНК (справа) вируса гриппа А (IAV) H1N1, через 24 часа после заражения H1N1.

Через день они измерили нагрузку H1N1 во всех группах клеток. Они обнаружили, что клетки, ранее инфицированные вариантом Delta, а также контрольные клетки имели очень высокую вирусную нагрузку (почти в 10 000 раз выше), что говорит о том, что вирус H1N1 реплицировался очень быстро. "Эти результаты показывают, что только BA.1, но не Delta, вызывает опосредованное интерфероном противовирусное состояние в [клеточных] культурах, которое защищает их от инфекции H1N1", — заключают исследователи.

Аналогичный эксперимент, проведенный с клетками, инфицированными вариантом BA.5, показал схожий ответ интерферона, вызвавший тот же эффект: оба субварианта Omicron подавляли репликацию H1N1.

Эти результаты полностью отражают уровень заболеваемости, наблюдавшийся во время пандемии. "В Англии после снятия всех ограничений 19 июля 2021 года увеличилось количество дельта-инфекций и гриппоподобных заболеваний. Однако, когда вариант BA.1 стал доминирующим, количество гриппоподобных заболеваний резко снизилось и с тех пор не увеличивалось", — отмечают исследователи в своей работе. Следует отметить, что эти закономерности также могут быть связаны с тем, что люди стали более осторожными и защищают себя от зимних инфекций.

Лучшее понимание того, как различные варианты SARS-CoV-2 вызывают различный иммунный ответ, может помочь исследователям быстрее определить влияние потенциальных новых вариантов. Однако, как отмечают авторы исследования, эти результаты не означают, что для защиты от гриппа полезно намеренно заразиться COVID-19!