Космонавтика

Запущен спутник EarthCARE для изучения облаков

Сегодня ночью, 29 мая 2024 года, успешно прибыл на орбиту новый спутник для изучения атмосферы Земли. Он называется EarthCARE (Cloud, Aerosol and Radiation Explorer) и был создан в результате сотрудничества между Европейским космическим агентством (ESA) и Японским космическим агентством (JAXA). Задача спутника — изучить и проанализировать влияние и вклад в климат облаков и аэрозолей, то есть твердых и жидких частиц, рассеянных в воздухе. EarthCARE является частью программы Earth Explorer, которая была создана для создания приборов, способных изучать различные аспекты, регулирующие климат нашей планеты.

Первый спутник этой программы прибыл на орбиту в марте 2009 года. Он назывался GOCE, и его задача заключалась в составлении карты гравитационного поля Земли. За ним последовали SMOS для изучения воды, CryoSat для анализа толщины льда, три спутника Swarms для анализа магнитного поля и Aeolus для мониторинга ветров.

Старт EarthCARE состоялся в 01:20 29 мая с военной базы Ванденберг в Калифорнии благодаря ракете-носителю SpaceX Falcon 9. Изначально запуск должен был состояться с помощью российской ракеты-носителя «Союз», но после начала СВО на Украине ЕКА решило выбрать ракету-носитель Vega C. Из-за неудачи второй миссии в декабре 2022 года ЕКА также отказалось от этой ракеты-носителя, чтобы перейти на Falcon 9 и избежать дальнейших задержек.

Для SpaceX это была миссия № 56 с начала 2024 года, завершенная с помощью ракеты-носителя в седьмом полете.

Улучшение знаний о климате

Благодаря четырем приборам, установленным на борту EarthCARE, можно будет получить различные данные о влиянии облаков и аэрозолей на климат Земли. В частности, спутник проанализирует, как эти элементы отражают солнечную радиацию и их способность задерживать инфракрасное излучение, испускаемое земной поверхностью. Таким образом, цель состоит в том, чтобы изучить механизмы, регулирующие температуру нашей планеты.

С помощью атмосферного лидара EarthCARE сможет измерить вертикальный профиль облаков, то есть форму и размер той части, которая находится ближе всего к спутнику. Для этого будут использоваться световые импульсы и анализироваться, как и как быстро они возвращаются к спутнику.

Радар для профилирования облаков был разработан JAXA и будет использоваться для наблюдения и профилирования внутренней структуры облаков, что глубже, чем у атмосферного лидара. С помощью радара, работающего на миллиметровых волнах, EarthCARE сможет получить различные данные о формировании и рассеивании облаков.

В отличие от двух предыдущих приборов, которые анализируют узкий участок неба, мультиспектральный радар EarthCARE способен анализировать область около 150 км. Этот радар работает в нескольких спектральных диапазонах, от оптического до инфракрасного, чтобы лучше различать различные типы облаков, аэрозолей и земной поверхности. Радар также будет поддерживать работу двух других приборов, обеспечивая более широкий контекст для проводимых измерений.

Четвертый прибор — широкополосный радиометр, который будет отвечать за обнаружение и измерение солнечного излучения, отраженного от Земли. EarthCARE будет работать на высоте около 393 км на гелиосинхронной орбите, что позволит ему наблюдать всю нашу планету примерно за 25 дней. Для питания своих приборов спутник оснащен одной солнечной панелью площадью 21 квадратный метр.