АстрономияПланетология

Является ли планета Церера идеальным местом для поиска внеземной жизни?

Согласно результатам недавнего исследования, воздействие астероидов на карликовую планету Церера могло повлиять на наличие "алифатических" органических молекул. Другими словами, планета может обладать ценным запасом органических молекул, происхождение которых пока плохо изучено.

Молекулы, переносимые астероидами?

Церера, открытая в 1801 году итальянским астрономом Джузеппе Пьяцци, является единственной карликовой планетой в поясе астероидов нашей Солнечной системы. Имея диаметр около 950 км, Церера подвергалась бомбардировке многочисленными астероидами, в результате чего сформировалась ее поверхность. Однако эти бомбардировки могли повлиять и на запасы органических молекул, о чем говорится в исследовании, опубликованном Геологическим обществом Америки (GSA) 17 октября 2023 года.

В 2017 году зонд НАСА Dawn обнаружил на поверхности Цереры органические соединения, получившие название "алифатические молекулы". С момента этого открытия исследователи пытаются определить их происхождение. Пока одни исследователи предполагают, что эти молекулы были занесены астероидами, другие — что они могли образоваться после столкновения.

Возможное прошлое или настоящее внеземной жизни на Церере

Авторы исследования провели ряд экспериментов на Вертикальном полигоне Эймса НАСА. Эта установка используется для моделирования физических явлений, таких как механика образования ударных кратеров и столкновений с астероидами. Целью исследователей было воспроизвести условия столкновения на Церере. Авторы также объединили данные с камеры и спектровизора зонда Dawn. Таким образом, удалось составить карту областей планеты, содержащих большое количество органического вещества.

По мнению исследователей, органическое вещество, о котором идет речь, несомненно, образовалось на месте, возможно, в присутствии воды, несмотря на то, что его происхождение пока остается загадочным. Возможно также, что в недрах карликовой планеты находится большой запас органического вещества. Работа все еще продолжается, но уже предполагает наличие внеземной жизни в настоящем или прошлом на Церере.

Наконец, в рамках десятилетнего обзора планетарных наук и экзобиологии на 2023-2032 годы НАСА определило Цереру в качестве приоритетного объекта. Карликовая планета является главной целью для миссии по возвращению образцов, которая должна состояться через несколько десятилетий. В 2022 году Китай также анонсировал миссию по исследованию Цереры, дата которой пока неизвестна.