Космонавтика

Японская компания ispace не смогла совершить посадку на Луну из-за неисправности лазерного дальномера

6 июня 2025 года японский стартап ispace во второй раз потерпел неудачу при попытке посадки на Луну в рамках миссии HAKUTO-R Mission 2. На борту посадочного модуля Resilience находились технические грузы компании, а также европейский луноход Tenacious, который теперь считается утраченным.

Спустя почти три недели компания завершила детальный технический анализ причин аварии. Основной проблемой, приведшей к потере аппарата, стал отказ лазерного дальномера.

Посадочный модуль Resilience успешно выполнил начальные этапы снижения, включая сход с орбиты, торможение и изменение ориентации. Во время заключительной фазы спуска аппарат сохранял стабильную вертикальную позицию, и первая часть посадки прошла штатно.

Однако на высоте около 3 километров лазерный дальномер (Laser Range Finder, LRF) перестал передавать корректные данные, из-за чего система навигации не могла точно определить высоту. Первые достоверные показания поступили лишь на отметке около 1 километра от поверхности. К этому моменту вертикальная скорость модуля составляла примерно 66 м/с, и попытка экстренного торможения оказалась недостаточной для безопасной посадки.

Связь с зондом прервалась на высоте 192 метров при скорости снижения 42 м/с (более 150 км/ч). Через несколько дней NASA подтвердила крушение, опубликовав снимки Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), на которых виден новый кратер диаметром около 16 метров в 282 метрах к юго-востоку от запланированного места посадки.

Причина аварии: аппаратная, а не программная ошибка

Компания ispace заявила, что сбой произошел не из-за ошибок в программном обеспечении, системе управления или двигательной установке. Анализ данных показал, что причиной стала аппаратная неисправность лазерного дальномера.

Специалисты рассматривают две основные версии:

  1. Ошибка при установке или настройке LRF во время наземной сборки.
  2. Снижение эффективности работы дальномера из-за условий лунного полета.

Оба устройства LRF успешно прошли наземные испытания, но в реальных условиях (высокая скорость, неоднородная отражательная способность лунной поверхности и возможные внешние помехи) их работа могла ухудшиться. Среди вероятных причин отказа также называются недостаточная отражательная способность грунта, сниженная мощность лазера по сравнению с первой миссией, неблагоприятные углы падения луча и вибрации при быстром снижении.

Это уже вторая неудачная попытка посадки ispace на Луну. В апреле 2023 года миссия HAKUTO-R Mission 1 завершилась аварией из-за программной ошибки: алгоритм навигации некорректно определил высоту при пролете над краем кратера, что привело к преждевременному отключению двигателей и падению с высоты 5 километров.

В отличие от первой миссии, во второй раз система управления корректно поддерживала ориентацию аппарата до самого конца, но отсутствие точных данных о высоте сделало невозможным успешное завершение посадки.

Последствия аварии для науки и промышленности

На борту модуля Resilience находился луноход Tenacious, разработанный ispace Europe и предназначенный для автономной работы на поверхности Луны. Компания уже объявила о планах по устранению выявленных проблем, включая создание внешней рабочей группы с участием экспертов JAXA и NASA. В будущих миссиях будут использованы дополнительные датчики для контроля спуска, включая лидар и камеру визуальной навигации.

Эти изменения увеличат стоимость следующих двух миссий на 1,5 миллиарда иен (около 20 миллионов долларов), но не повлияют на их сроки. Запуски запланированы на 2027 и 2028 годы.

Следующая миссия, Apex 1.0, будет частью коммерческой программы NASA CLPS. Посадочный модуль разрабатывается совместно с Draper и JAXA, а его целью станет посадка в бассейне Шрёдингера на обратной стороне Луны.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button