КосмонавтикаНовости

XRISM и SLIM стартовали: первый будет изучать Вселенную с помощью рентгеновских лучей, второй отправится на Луну

7 сентября 2023 года в 02:42 по московскому времени состоялся запуск ракеты-носителя HII-A с телескопом XRISM и лунным аппаратом SLIM на борту. Запуск был произведен с космодрома Танэгасима после нескольких дней отсрочки. Первоначально запуск двойной миссии был запланирован на 26 августа, затем на 28-е, но обе даты были отменены из-за погодных проблем. Окно для запуска было бы открыто до 15 сентября.

Японское космическое агентство подтвердило успех миссии после того, как через 14 минут и 9 секунд после старта от последней ступени ракеты-носителя успешно отделился XRISM, а через 47 минут и 33 секунды - SLIM. Спустя несколько часов пришло также подтверждение того, что космический телескоп раскрыл свои солнечные батареи и начал ввод в эксплуатацию всех своих рабочих компонентов. XRISM будет выведен на низкую околоземную орбиту со средней высотой 550 км над поверхностью Земли и наклонением 31°. SLIM, в свою очередь, начнет путешествие к лунной поверхности, которое займет около шести месяцев.

Две полезные нагрузки

Запущенная сегодня миссия, несомненно, является самой важной и стратегически важной для Японии в 2023 году. В этой двойной миссии основной полезной нагрузкой является телескоп XRISM.

Телескоп XRISM (X-Ray Imaging and Spectroscopy Mission) был разработан в рамках международного сотрудничества ISAS/JAXA, NASA/GSFC и ESA. На борту XRISM будут находиться широкоугольный рентгеновский имиджер и криогенный рентгеновский спектрометр высокого разрешения. С помощью этих двух взаимодополняющих приборов телескоп будет точно измерять состояние плазмы (горячего ионизированного газа) на выбранных объектах во Вселенной.

Номинальный срок работы телескопа запланирован на три года, пока не иссякнут запасы гелия, используемого для охлаждения прибора Resolve. В течение первых трех месяцев после запуска будут проводиться работы по проверке и первичной калибровке. Затем, через 3-9 месяцев после запуска, начнется этап проверки работоспособности, в ходе которого будут проверены возможности телескопа. Через девять месяцев после запуска начнется эксплуатационная миссия XRISM.

Вторая запущенная сегодня миссия Smart Lander for Investigating Moon (SLIM) будет иметь совершенно другую цель — достичь лунной поверхности. Это уже третья миссия с такой целью, которая будет запущена в период с июля по сентябрь, после Луны-25 и Чандраяна-3. Цель японской миссии, как и индийской, — продемонстрировать технологии и процессы Японского космического агентства для успешного спуска на Луну. Ведь Японии также никогда не удавалось спуститься на поверхность нашего спутника.

SLIM совершит довольно длительный полет, подобный тому, который в начале 2023 года попытается совершить (также японский) частный посадочный аппарат Hakuto-R компании ispace. Ожидается, что SLIM прибудет на Луну в конце 2023 - начале 2024 года, причем продолжительность этого путешествия будет сильно варьироваться и зависеть от нескольких факторов, одним из которых является состояние посадочного аппарата во время путешествия.

Траектория полета аппарата SLIM к Луне.

Он достигнет расстояния 1,5 млн. км от Земли, а затем вернется на Луну. Этот манёвр позволит сэкономить большое количество топлива. SLIM должен будет продемонстрировать возможности особо точной системы посадки на Луну, способной спускаться на нее с погрешностью менее 100 метров.