Астрономия

WASP-76b, планета, где идет дождь из железа

Недавнее исследование международной группы исследователей проливает новый свет на экстремальную экзопланету, расположенную примерно в 640 световых годах от Земли.

WASP-76b не похож ни на что в нашей собственной Солнечной системе. Эта планета, радиус которой примерно в 20 раз больше, чем у Земли, вращается вокруг своей звезды всего за 1,8 дня на расстоянии около 0,033 АЕ. Для сравнения, представьте, что планета в два раза больше Юпитера и развивается в 10 раз ближе к Солнцу, чем Меркурий.

То есть эта планета буквально “заигрывает” со своей звездой, которая чуть больше и теплее нашего Солнца. Таким образом, WASP-76b представляет собой пример горячего Юпитера.

Из-за своей близости к звезде, этот наполненный газом мир показывает только одно лицо к своей звезде , как Луна с Землей. Это означает, что он имеет "дневную" сторону, где он достаточно теплый (около 2400 ° C), чтобы молекулы могли разделиться на атомы, а металлы, такие как железо, испарились в атмосферу. И более прохладная "ночная" сторона, где температура составляет около 1500 ° C.

Орбита WASP-76b вокруг своей звезды, примерно в 640 световых годах от Земли.

Кстати, тот факт, что на этой планете существуют две совершенно разные стороны, также подразумевает образование очень сильных ветров.

То, что мы узнаем сегодня из этого нового исследования , подробности которого были опубликованы в журнале "Nature", заключается в том, что часть этого железного пара, направленного в атмосферу со стороны "дня", иногда переносится на сторону "ночи" под двойным действием вращения планеты и атмосферной циркуляции. Поскольку условия здесь более прохладные, металлы конденсируются, а затем падают обратно на землю.

Исследователи также обнаружили, что это явление происходит только на границе дня и ночи, а не на границе ночи и дня. На WASP-76b, например, иногда идет дождь из железа, но только вечером. "Мы можем сказать, что для этой планеты характерна дождливая погода по вечерам, за исключением того, что речь идет об осадках, выпадающих из железа", - говорит ведущий автор исследования Дэвид Эренрайх.

Для Кристиана Хеллинга, директора Центра экзопланетной науки Университета Св. Эндрюс (Великобритания), "эти результаты – при условии, что они могут быть проверены другими исследователями – обеспечивают" "наблюдательное доказательство" того, что атомное железо действительно присутствует в ультра-горячих Юпитерах и что его изобилие может развиваться через эти экстремальные миры. Еще одно доказательство, говорит она, что эти газовые гигантские планеты имеют "очень динамичные атмосферы".