ГеологияПалеонтология

Взрыв жизни происходит каждые 36 миллионов лет, и мы наконец-то знаем, почему

Исследователи показали, что движение тектонических плит, происходящее с циклом в 36 млн. лет, влияет на уровень моря и, соответственно, на морское биоразнообразие, создавая разнообразные среды обитания, способствующие появлению новых видов. Меловая формация Винтон в Австралии иллюстрирует это влияние. Понимание этих циклов дает представление о будущей эволюции биоразнообразия и может быть использовано в природоохранных мероприятиях.

На Земле существуют геологические циклы, определяющие ее облик и жизнь, которую она поддерживает. В основе этих циклов лежат движения тектонических плит, которые играют решающую роль, влияя, в частности, на уровень моря, что имеет далеко идущие последствия для биоразнообразия.

Согласно новым исследованиям, эти движения совпадают со взрывами жизни в 36-миллионных циклах, заставляя уровень моря то подниматься, то опускаться. Эти геологические циклы насчитывают не менее 250 млн. лет.

Эта корреляция, считающаяся важным достижением в понимании биоразнообразия, позволяет по-новому взглянуть на то, как развивалась и будет развиваться жизнь на Земле. Международная группа исследователей под руководством профессора Слаха Булила (Slah Boulila) из Университета Сорбонны в Париже использовала архивы морских ископаемых. Результаты исследования опубликованы в журнале Earth, Atmospheric, And Planetary Sciences.

Происхождение циклов продолжительностью 36 миллионов лет: крупное открытие

36-миллионные циклы являются результатом регулярных закономерностей в том, как тектонические плиты "перерабатываются в конвективной мантии - глубинной подвижной части Земли, подобно густому горячему супу в кастрюле, который медленно движется", - поясняет в пресс-релизе соавтор исследования профессор Мюллер.

Эти циклы характеризуют чередование более быстрого и более медленного раздвижения океанического дна, что приводит к циклическим изменениям глубины океанических бассейнов и тектоническому перемещению воды в глубины Земли.

Эти изменения приводят к колебаниям в затоплении и высыхании континентов. Бывают периоды, когда континенты в значительной степени затоплены, что приводит к образованию обширных мелководных морей. Теоретически эти мелководные моря являются колыбелью биоразнообразия. На самом деле в них созданы идеальные условия для жизни: теплые воды, обилие солнечного света и богатое разнообразие питательных веществ, поставляемых реками и океаническими течениями.

Эти условия способствуют процветанию множества видов - от водных растений и рыб до беспозвоночных, таких как моллюски и ракообразные. И наоборот, в периоды засухи эти среды обитания исчезают, что может привести к сокращению биоразнообразия. Однако это еще не доказано.

Свидетельства этих циклов в морской ископаемой летописи

Свои выводы группа исследователей основывает на обнаружении удивительно схожих циклов в колебаниях уровня моря, внутренних механизмах Земли и в морской ископаемой летописи. Морские окаменелости - это как книга истории жизни на Земле, в которой записаны виды, жившие и исчезавшие на протяжении миллионов лет.

Изучая эти архивы, ученые обнаружили свидетельства 36-миллионных циклов. Они отметили периоды быстрой диверсификации морских видов, совпадающие с периодами затопления континентов. Аналогичным образом наблюдались периоды снижения видового разнообразия, совпадающие с периодами высыхания.

Эти наблюдения привели ученых к выводу, что тектонические циклы и изменения уровня мирового океана, обусловленные динамикой Земли, играют косвенную, но важнейшую роль в формировании биоразнообразия морских организмов на протяжении длительного времени.

Меловая формация Винтон: живое свидетельство геологических циклов

Меловая формация Винтон в Квинсленде (Австралия) является ярким примером влияния 36 млн. лет геологических циклов на биоразнообразие. Эта геологическая формация, известная богатой коллекцией окаменелостей динозавров и драгоценных опалов, открывает уникальное окно в ушедшую эпоху, когда значительная часть австралийского континента была затоплена морем.

Это привело к появлению новых мест обитания, способствовало возникновению новых видов и диверсификации жизни. Свидетельством этого биологического взрыва являются окаменелости, найденные в меловой формации Винтон. Среди них - разнообразные динозавры, растения и другие формы жизни, процветавшие в этих мелководных морях.

Долгосрочная перспектива

Важно отметить, что долгосрочные тектонические циклы, циклы уровня моря и циклы биоразнообразия не связаны с антропогенным изменением климата и не влияют на краткосрочные климатические прогнозы. Однако понимание этих геологических циклов, продолжающихся 36 млн. лет, дает ценное представление о том, как динамика Земли формировала и продолжает формировать биоразнообразие на нашей планете.

Эти открытия имеют глубокие последствия для нашего понимания биоразнообразия на Земле. Понимание механизмов, лежащих в основе этих 36-миллионных циклов, позволит нам лучше прогнозировать и понимать, как может развиваться биоразнообразие в будущем. Кроме того, эти исследования могут помочь в работе по сохранению природы, определяя периоды, когда биоразнообразие может увеличиться или уменьшиться.

ВИДЕО: Эволюция географии Земли за 250 млн. лет, показывающая взаимодействие между тектоникой плит и колебаниями уровня моря