Здоровье и медицина

Выявлены новые антитела, способные воздействовать на многочисленные вирусы гриппа

Иллюстрация вируса гриппа А, показывающая основные поверхностные белки - гемагглютинин (фиолетовый) и нейраминидазу (темно-розовый), которые вирус использует для заражения клеток.

Исследователи недавно выявили класс антител, присутствующих в крови человека, которые демонстрируют способность нейтрализовать несколько форм вируса гриппа А. Это открытие позволяет надеяться на разработку вакцин, которые обеспечат более надежную защиту от сезонных вирусов гриппа.

Постоянное эволюционирование

Грипп вызывается четырьмя типами вирусов: A, B, C и D. Из них вирусы типов А и В ответственны за сезонные эпидемии гриппа среди людей. Вирус гриппа А далее подразделяется на различные подтипы, такие как H1N1 и H3N2, которые отличаются вариациями в белках гемагглютинина (H) и нейраминидазы (N). Гемагглютинин позволяет вирусу гриппа проникать в клетки хозяина, а нейраминидаза облегчает его высвобождение.

Существующие вакцины разработаны для борьбы с определенными штаммами этих подтипов. Однако из-за способности вируса часто мутировать эти профилактические подходы требуют регулярного обновления для сохранения эффективности, что возвращает нас к новому открытию.

Новые антитела против гриппа

Исследователи недавно обнаружили в крови человека новый класс антител, направленных против различных форм вируса гриппа А, в частности штаммов H1 и H3. В отличие от существующих вакцин, которые разрабатываются для конкретных штаммов и требуют постоянного обновления по мере мутации вируса, эти антитела могут обеспечить лучшую защиту, независимо от генетических вариаций.

Исследователи провели лабораторные эксперименты, показавшие, что эти антитела могут реагировать со штаммами гриппа, циркулировавшими в течение длительного периода времени - с 1980-х по 2015 год. Такая реактивность позволяет предположить, что иммунная система человека эволюционно выработала ответ, способный с течением времени бороться с различными штаммами вируса.

Таким образом, эти результаты могут иметь важное значение для разработки будущих вакцин. "При хорошей серии воздействий/вакцинаций против вируса гриппа у человека может развиться устойчивый ответ антител, нейтрализующий дивергентные вирусы H1N1 и H3N2, что открывает новые возможности для разработки улучшенных вакцин", — отмечают авторы в своем докладе.

Другими словами, можно найти способ обеспечить выработку вакцинами антител широкого действия, чтобы инъекции одинаково хорошо защищали от этих двух подтипов вируса.