Космонавтика

Вулканы Исландии: полигон для будущей миссии на Венеру

Летом 2023 г. НАСА организовало экспедицию в Исландию с совершенно конкретной целью: подготовить миссию VERITAS. Эта миссия, запланированная на 2031 год, будет предназначена для исследования планеты Венера. Целью последней экспедиции было испытание приборов, которые будут использоваться в будущей миссии.

Первые испытания амбициозной миссии

Исландия — одно из тех мест на Земле, которые наиболее похожи на Венеру. Так утверждает Солмаз Адели, геолог из Института планетарных наук DLR в Берлине (Германия), о чем пишет сайт Space.com в статье, опубликованной 12 августа 2023 года. Он и его команда исследователей провели испытания муляжа спектрального прибора, который должен быть установлен на борту зонда VERITAS во время будущей одноименной миссии к Венере.

Как пояснили в Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL), аббревиатура VERITAS означает Venus Emissivity, Radio Science, InSAR, Topography and Spectroscopy. Зонд, который будет выполнять эту амбициозную миссию в 2031 году, будет нести спектрометр Venus Emissivity Mapper (VEM) и радар Venus Interferometric Synthetic Aperture Radar (VISAR), которые помогут составить карту Венеры.

Миссия должна позволить лучше понять эволюцию этой похожей на Землю планеты. Одновременно исследователи попытаются выяснить, была ли на Венере вода в прошлом и существует ли она сегодня.

Планета, которая все еще активна

Летом 2023 года команда под руководством Солмаза Адели отправилась на две недели в Исландию. Ученые выбрали Исландию из-за ее вулканического ландшафта, который поразительно похож на тот, что наблюдается на Венере. Особую гордость исследователей вызывает геологическое богатство местности, в которой обнаружены шлейфы и поднятия вулканических пород. Кроме того, лава образовалась совсем недавно, поэтому растительность не успела развиться, что очень похоже на то, что мы наблюдаем на Венере с ее стерильными породами.

В Исландии исследователи проанализировали текстуру лавы с помощью радиолокационных измерений, проведенных с земли, а также с воздуха с помощью аэроплана. Во время полета VERITAS очень важно, чтобы полученные изображения как можно точнее отражали реальность. Показания GPS-данных также будут важны, поскольку знание положения приборов поможет интерпретировать достоверность данных.

Такое стремление к точности не случайно, ведь целью миссии VERITAS будет наблюдение за изменениями рельефа на Венере, которая все еще активна. Существует множество признаков того, что планета по-прежнему вулканически активна. Например, в 1989 году зонд Magella сделал снимки с разницей в несколько месяцев, на которых были видны едва заметные различия. Эту динамику предстоит проверить миссии VERITAS, прежде чем строить новые модели на основе новых данных.