АстрономияНовости

Вспышку на Солнце зафиксировали одновременно на Земле, Луне и Марсе

Приборы, расположенные на Земле, Луне и Марсе, впервые практически одновременно зафиксировали излучение одного и того же коронального выброса массы. Анализы также показали, что эти экстремальные явления могут вызвать гораздо более высокие дозы радиации на Луне, чем на Марсе.

Опасность солнечной радиации

От вас, наверное, не ускользнуло, что несколько агентств рассматривают возможность отправки людей на Луну, что открывает путь к исследованию Марса в ближайшие несколько десятилетий. Однако перед нами все еще стоит серьезное препятствие: космическая радиация. На Земле наше магнитное поле служит защитой от наиболее опасных солнечных взрывов. Однако Луна и Марс не имеют такой защиты, а значит, на их поверхность попадает гораздо большее количество радиации.

И мы знаем, что эта радиация представляет собой серьезный риск для здоровья экипажей, особенно при длительном пребывании на орбите. Воздействие высоких доз радиации может привести к раздражению кожи, тошноте, заболеваниям крови, ослаблению иммунитета и даже раку. В острых случаях оно может вызвать ожоги и неврологическую дегенерацию.

Солнечная вспышка обнаружена на трех отдельных объектах

На Земле эти потоки высокоэнергетических частиц могут быть зафиксированы специальными нейтронными мониторами. В период с февраля 1942 года по октябрь 2021 года исследователям удалось обнаружить 73 из них. Уже несколько лет детекторы частиц и радиации работают также на Луне и Марсе, как на поверхности, так и на орбите, что позволяет исследователям изучать возможное влияние радиации на будущие лунные и марсианские миссии.

Последнее событие (GLE73) произошло 28 октября 2021 года. Это событие, первое в своем роде для 25-го солнечного цикла, было тесно связано со вспышкой класса X1.0. Это означает, что рентгеновское излучение Солнца достигло пиковой интенсивности, эквивалентной 0,1 нановатта на квадратный метр, измеренной на расстоянии от Земли. Такие вспышки считаются умеренно интенсивными. Тем не менее, эта вспышка оказалась достаточно мощной, чтобы практически одновременно сработали системы обнаружения на поверхности Земли, Луны и Марса.

На Марсе поток частиц от этой солнечной вспышки был зафиксирован как орбитальным аппаратом ExoMars Trace Gas Orbiter (TGO) Европейского космического агентства, так и марсоходом НАСА Curiosity. На Луне эти частицы были зафиксированы китайским зондом "Чанъэ-4" с дальней стороны Луны и орбитальным аппаратом НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Наконец, спутник Eu:CROPIS Германского аэрокосмического центра зафиксировал излучение с низкой околоземной орбиты.

Луна подвержена большему воздействию

Согласно результатам анализа, подробно описанным в журнале Geophysical Research Letters, магнитосфера и атмосфера Земли сделали излучение от этого события незначительным к тому времени, когда оно достигло поверхности нашей планеты. Поверхность Марса получила примерно одну тридцатую от первоначальной дозы, благодаря буферному эффекту его тонкой атмосферы. С другой стороны, на поверхность Луны попало чуть более половины начальной дозы излучения от КВМ.

Хотя это конкретное событие было не настолько сильным, чтобы вызвать заболевания у человека, половина радиации от более мощного взрыва может оказаться смертельной, что и обусловливает важность этих показаний.