БиологияПрирода

Вредное цветение цианобактерий в пресной воде усиливается с изменением климата

Ожидается, что более теплые температуры и длительные периоды низкого давления ветра приведут к увеличению цветения водорослей типа Microcystis - цианобактерий, которые встречаются в основном в пресной воде и могут сделать ее токсичной. Эти результаты, полученные группой австралийских исследователей, были недавно опубликованы в научном журнале Water Research.

Авторы этого исследования показали, в частности, что ожидаемое над различными районами земного шара уменьшение среднего ветра должно играть более важную роль в развитии этих водорослей, чем повышение температуры воды или воздуха. Действительно, периоды синоптического затишья, обычно связанные с антициклоническими ситуациями, замедляют смешивание поверхностных вод с более глубокими слоями, что позволяет цианобактериям легче накапливаться в верхней части водной толщи.

Слева: вертикальный профиль температуры воды в озере для настоящего (вверху) и будущего (внизу) климата. В центре: количество цианобактерий в верхней части озера для настоящего (синий) и будущего (красный) климата. Справа: схематическое изложение будущего развития.

"Вредное цветение пресноводных цианобактерий является глобальной проблемой и, как ожидается, будет усиливаться с изменением климата", — говорит Мохаммад Хасан Ранджбар, ведущий автор исследования. "Однако до настоящего времени не учитывалось влияние атмосферных штилей, этих перепадов скорости ветра у поверхности".

Используя новую гидродинамическую модель для расчета распределения биомассы водорослей в толще воды, исследователи обнаружили, что снижение средней скорости ветра над озерами на 20% привело к увеличению фактического размера цветения почти на 40%. "Влияние такого снижения ветра на цветение водорослей более чем в шесть раз превышает воздействие повышения температуры воздуха на 2 °C, связанного с изменением климата", — сообщает исследователь. Последний вариант приводит к росту лишь на 5%.

Поэтому колонии Microcystis должны выиграть от большей стратификации озерных вод. Полученные результаты также подчеркивают необходимость учета эволюции ветровых режимов при расчетах распределения, частоты и интенсивности цветения водорослей. "Используя эту модель, было четко видно, что образование цветения водорослей гораздо более чувствительно к замедлению скорости ветра, связанному с изменением климата, чем к потеплению температуры", — говорит ведущий автор работы.