Астрономия

Впервые в другой галактике был замечен околозвездный диск

Художественное изображение системы HH 1177 в Большом Магеллановом Облаке, где ALMA наблюдал диск вокруг молодой массивной звезды.

Впервые в истории был сфотографирован диск из газа и пыли вокруг звезды, не принадлежащей нашей Галактике. Система называется HH 1177 и находится в газовом облаке в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике Млечного Пути.

Первые наблюдения за этой системой были сделаны с помощью прибора MUSE (Multi Unit Spectroscopic Explorer), установленного на VLT (Very Large Telescope) ESO. MUSE обнаружил джет, исходящий от формирующейся звезды. Струя была признаком наличия диска вокруг звезды, и для подтверждения этого был использован радиоинтерферометр ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimetre Array) в Чили.

Таким образом, MUSE позволил зафиксировать первый внегалактический диск, когда-либо занесенный в каталог, что является весьма выдающимся достижением. Наконец-то у нас есть прямое доказательство образования новой звезды в другой галактике, кроме нашей, и мы сможем изучить эволюцию этого пылевого диска, который однажды, возможно, сформирует планеты.

Изучение первого внегалактического диска

Когда звезда формируется, окружающий материал, состоящий из газа и пыли, не падает прямо на звезду, хотя и притягивается к ней. Вместо этого он сплющивается в диск, который вращается тем быстрее, чем ближе к центру. Разница в скорости движения газа снаружи и внутри аккрецирующей звездной системы является ощутимым доказательством наличия диска.

Чтобы измерить это движение и разницу в скоростях, используется эффект Доплера. Частота излучения, по сути, меняется в зависимости от скорости, с которой газ, отражающий или испускающий свет, движется к нам или от нас.

Детальные измерения частоты излучения, проведенные с помощью ALMA, позволили ученым различить характерное вращение диска, подтвердив обнаружение первого диска вокруг молодой внегалактической звезды.

Наблюдения прибора MUSE телескопа VLT показывают слева облако LHA 120-N 180B, в котором впервые была замечена звездная система HH 1177. В центре изображения показаны струи системы: часть, направленная немного в нашу сторону, смещена к синему, часть, удаляющаяся от нас, — к красному.

Звезды (не) окутаны пылью

Массивные звезды, такие как наблюдаемая MUSE, формируются гораздо быстрее и живут гораздо меньше, чем звезды малой массы, такие как наше Солнце. В нашей Галактике эти массивные звезды трудно наблюдать, их часто скрывает от глаз пылевой материал, из которого они формируются, когда вокруг них образуется диск.

Однако в Большом Магеллановом Облаке, удаленном от нас на 160 000 световых лет, материал, из которого рождаются новые звезды, кардинально отличается от того, что есть в Млечном Пути. Например, там гораздо меньше пыли. Поэтому система HH 1177 не завернута в свой пылевой кокон. Это дает исследователям возможность беспрепятственно наблюдать за формированием новой звезды. И будущей планетарной системы в другой галактике.

С исследованием, опубликованным в журнале Nature, можно ознакомиться здесь.