Астрономия

Впервые обнаружены следы массивного звездообразования в Млечном Пути

Изображение в инфракрасном диапазоне длин волн, опубликованное в 2006 году и полученное на основе данных космического телескопа НАСА Спитцер. На нем показаны сотни тысяч звезд, сгруппированных в центре Млечного Пути.

Используя два самых мощных радиотелескопа в мире, исследователи определили области массивного звездообразования в части диска Млечного Пути. Так и не обнаруженные до сих пор, они позволят нам исследовать тайны рождения и смерти звезд.

Если бы мы исследовали секреты космоса только в длинах волн видимого света, мы не смогли бы изучить подавляющее большинство из них. По этой причине мы также используем другие диапазоны для наблюдения, такие как инфракрасный, ультрафиолетовый, радио. Теперь астрономы использовали два самых мощных радиотелескопа в мире, чтобы провести подробный обзор толстого сегмента нашего Млечного Пути. Данные очень большой массива Карла Г. Янски (VLA) Национального научного фонда и 100-метрового телескопа Эффельсберг в Германии обнаружили следы массивного звездообразования, которые до сих пор никогда не обнаруживались в галактическом диске.

Высокое качество и разрешение снимков позволит продолжить изучение этих загадочных регионов, в которых также обнаружены важные следы звездных взрывов. И, таким образом, содержат важные сведения о рождении и смерти звезд.

Наблюдения в радио- и инфракрасном диапазоне

Нелегко понять, как формируются звезды, особенно те, которые более чем в десять раз массивнее нашего Солнца, которые занимают важное место в Млечном Пути и оказывают сильное влияние на окружающую среду. Недавно в рамках нескольких проектов это исследование было проведено с использованием радио- и инфракрасных длин волн. Одним из них является необыкновенное инфракрасное изображение Млечного Пути, полученное космическим телескопом НАСА "Спитцер":

Область на изображении не видна в видимом диапазоне света, поскольку пыль и газ между Землей и центром Галактики не позволяют нам ее увидеть. Видимый свет, по сути, поглощается пылью, через которую легко проникают радиоволны или инфракрасное излучение. Поэтому радиотелескопы необходимы для обнаружения покрытых пылью областей, где формируются молодые звезды.

Новое исследование GLOSTAR

Для изучения самых сокровенных тайн Млечного Пути было разработано новое исследование под названием GLOSTAR (Global view of the Star formation in the Milky Way). Кроме того, GLOSTAR был разработан с учетом преимуществ современного оборудования, модернизированного и усовершенствованного по сравнению с его предшественником, что позволило получить данные, о которых раньше можно было только мечтать.

GLOSTAR порадовал астрономов новыми данными о процессах рождения и смерти массивных звезд, а также о веществе между звездами. Исследовательская группа GLOSTAR опубликовала в журнале Astronomy & Astrophysics серию статей, в которых сообщается о первых результатах их работы, включая детальные исследования нескольких объектов, взятых по отдельности. Тем временем, наблюдения продолжаются, и дальнейшие результаты будут опубликованы позже.

Результаты: наличие массивного звездообразования

Исследование GLOSTAR выявило следы массивного звездообразования в начальной фазе. В частности, были обнаружены:

• Компактные области водорода, ионизированные мощным излучением, испускаемым молодыми звездами;
  • Радиоизлучение от молекул метанола, способное точно определить положение очень молодых звезд, окутанных облаками газа и пыли, в которых они формируются.

Также было обнаружено множество новых останков взрывов сверхновых - катастрофических смертей массивных звезд. Предыдущие исследования обнаружили менее трети от ожидаемого количества остатков сверхновых в Млечном Пути. В исследуемом регионе GLOSTAR увеличил это число более чем в два раза.

Изображение GLOSTAR, на котором выделены некоторые особенности, обнаруженные в результате изучения этого участка диска Млечного Пути, такие как звездные взрывы и области массивного звездообразования.

Совместная работа двух мощных радиотелескопов

Исследовательская группа объединила данные с VLA и телескопа Эффельсберг, чтобы получить полный обзор изучаемого региона. VLA является интерферометром: он объединяет сигналы от отдельных антенн для создания изображений с очень высоким разрешением. Однако, к сожалению, интерферометрия часто не в состоянии охватить крупномасштабные структуры. Поэтому радиотелескоп Эффельсберг, антенна диаметром 100 метров, предоставил недостающие данные о структурах большего размера, чем мог обнаружить VLA. Таким образом, изображение этой части диска нашей Галактики завершено.

В этом видео можно проследить за галактическими структурами, обнаруженными двумя радиотелескопами.

Исследователи добавляют, что таким образом GLOSTAR является первой картой галактической плоскости на радиоволнах, на которой с высоким пространственным разрешением обнаружено множество важных звездообразующих треков. Это крайне важно для более глубокого понимания структуры нашей Галактики и за ее пределами.