БиологияНовости

Впервые обнаружена многоножка, имеющая 1306 ног

Многоножки, или мириаподы, имеют удлиненное тело, состоящее из нескольких сегментов, каждый из которых имеет одну или две пары ног. Однако вопреки тому, что предполагает общее название этой клады (группа организмов, у которых есть общий предок), среди примерно 12 000 зарегистрированных на данный момент видов ни один никогда не описывался с более чем 750 ногами. Теперь этот пробел восполнен: специалист по многоножкам только что обнаружил совершенно новый вид этих ползающих животных, одна из особей которого имеет в общей сложности 1306 ног.

Образец, о котором идет речь, был обнаружен на глубине около 60 метров под землей в горнодобывающей зоне Восточной провинции Голдфилдс в Австралии. Она имеет ширину 0,95 мм и длину 95,7 мм, состоит из 330 сегментов; голова имеет конусообразную форму и огромные усики, а также клюв для питания. Пол Марек и его коллеги с кафедры энтомологии Виргинского политехнического института назвали новый вид Eumillipes persephone - от греческого eu- (истинный), латинского mille (тысяча) и pes (нога) - название отсылает к греческой богине Персефоне, которая появилась на поверхности земли, но была уведена Аидом в подземный мир.

Исследователи говорят, что это дальний родственник предыдущего рекордсмена, Illacme plenipes, вида, эндемичного для Калифорнии, у которого не более 750 ног. Eumillipes persephone имеет типичные характеристики животных, живущих под землей в темноте: у него нет глаз или пигментации, его тело очень вытянуто, а ноги относительно короткие, что резко контрастирует с его ближайшими родственниками, живущими на поверхности в Австралии, и всеми другими представителями этого порядка, говорят специалисты.

Многоножки живут на нашей планете уже более 400 миллионов лет и играют важную роль в качестве "разлагателей" природы, питаясь мертвой органической материей на земле. Семейство Polyzonidae, к которому принадлежит вновь открытый вид, включает около 70 видов, распространенных на всех континентах, кроме Антарктиды; особи этого порядка характеризуются слегка куполообразной спинной поверхностью, плоской брюшной стороной и небольшой конической головой.

(а) Самка вида Eumillipes persephone с 330 сегментов и 1306 ногами. (b) Вид снизу ног самца. (c) Вид сверху головы и вид гонопод с вентральной стороны одного и того же экземпляра-самца. Масштабные линейки: 0,5 мм.

Хотя о многоножках известно мало по сравнению с другими группами животных, эксперты выявили некоторые типичные поведенческие черты среди полизонид: например, некоторые проявляют родительскую заботу о яйцах, другие источают химические защитные вещества, содержащие алкалоиды, а некоторые виды сворачиваются в шар для защиты. Но до появления Eumillipes persephone полизониды не наблюдались на глубине, а известные австралийские полизониды имеют максимум 400 ног, глаза и довольно темное тело.

Напротив, Eumillipes persephone имеет несколько общих черт с другими отдаленными видами: в частности, особей вида Illacme из отряда Siphonophoridae наблюдали на глубине более десяти метров под поверхностью; у них тоже много ног (до 750), большие усики, лишены глаз и пигментации. Однако географически ближайшие сифонофориды находятся на Мадагаскаре и в Индонезии!

Похоже, что у самцов меньше сегментов и, следовательно, меньше ног, чем у самок: 198 сегментов и 778 ног у одного из самцов и 208 сегментов и 818 ног у другого, в то время как у одной из самок 330 сегментов и 1306 ног (самый крупный экземпляр из наблюдаемых), а у другой 253 сегмента и 998 ног. Следует отметить, что многоножки не наделены всеми ногами от рождения: они выходят из яйца с четырьмя парами ног, а затем новые сегменты появляются непрерывно в ходе их развития в течение неопределенного периода.

Результат секвенирования генома этих животных предполагает, что сходство, наблюдаемое между двумя видами, E. persephone и I. plenipes, несомненно, является результатом конвергентной эволюции супер-удлинения (что означает длину более 180 сегментов). "Морфологическое сходство между E. persephone и I. plenipes является результатом конвергентной эволюции, возможно, для передвижения в сходных почвенных средах обитания", — объясняют исследователи.

Большое количество сегментов и ног действительно может позволить им генерировать толкающие силы, необходимые для перемещения через узкие отверстия в глубокой почве; короткие ноги, вероятно, выгодны в маленьких полостях такой среды обитания, и поэтому компенсируются увеличением их количества. Это суперудлинение туловища может также служить для удлинения пищеварительного тракта, чтобы увеличить площадь поверхности для поглощения и эффективности ассимиляции в подземной среде обитания с ограниченными ресурсами, отмечают исследователи.