КосмонавтикаНовости

Впервые космический аппарат "коснулся" Солнца

28 апреля 2021 года зонд НАСА Solar Parker Probe буквально "потерся" о верхние слои атмосферы Солнца. Во время этого беспрецедентного маневра космический аппарат провел измерения на месте, предоставив нам множество данных о сердце нашей Солнечной системы. Подробности исследования опубликованы в журнале Physical Review Letters.

Чуть менее трех лет назад НАСА запустило зонд Parker Solar Probe. Его цель — подойти достаточно близко к Солнцу, чтобы узнать больше о ее короне и происхождении солнечного ветра.

Во время своего путешествия космический аппарат совершит 26 орбит вокруг Солнца, становясь все ближе и ближе. 21 ноября прошлого года американский зонд совершил свою десятую встречу, установив при этом два новых рекорда, но его самое заметное достижение произошло несколькими месяцами ранее, в апреле.

Критическая поверхность Альвена

Солнце не имеет твердой поверхности. Вместо этого, ее очень диффузная граница определяется тем, что мы называем критической поверхностью Альвена, где гравитационное и магнитное поля Солнца слишком слабы, чтобы удержать солнечную плазму. Другими словами, выше этой точки солнечный ветер движется достаточно быстро, чтобы "оторваться" от Солнца, прежде чем пересечь остальную часть Солнечной системы. То, что мы называем "поверхностью" Солнца, состоящей из плазмы возбужденных конвективных ячеек и известной как фотосфера, находится далеко внизу.

В частности, 28 апреля зонд "Паркер" в течение пяти часов проходил под критической поверхностью Альвена на высоте около тринадцати миллионов километров над фотосферой, тем самым войдя в намагниченную атмосферу Солнца.

Выдающееся достижение

Одной из задач Паркера было выяснить больше о критической поверхности Альвена. По оценкам, граница проходит где-то между десятью и двадцатью солнечными радиусами от центра Солнца. Здесь зонд вошел в корону на 19,7 солнечных радиусов, погрузившись до 18,4 солнечных радиусов в самой близкой точке.

"То, что зонд Solar Parker Probe "коснулся Солнца", является монументальным моментом для науки о Солнце и поистине выдающимся достижением", — сказал астрофизик Томас Зурбухен, помощник администратора НАСА. "Эта веха не только дает нам более глубокую информацию об эволюции нашего Солнца и его влиянии на нашу Солнечную систему, но все, что мы узнаем о нашей собственной звезде, также позволяет нам узнать больше о звездах в остальной части Вселенной".

Во время маневра Паркер смог измерить колебания в магнитном поле Солнца и даже взять пробы частиц. Ранее наши оценки этих свойств основывались только на внешней информации.

И это еще не все. У исследователей будут и другие возможности узнать больше о внутреннем устройстве этого загадочного региона. Планируется, что в 2025 году зонд приблизится к поверхности Солнца на расстояние шести миллионов километров и установит рекорд скорости - 692 000 км/ч.