БиологияКосмонавтика

Впервые эмбрионы млекопитающих были культивированы в космосе

В ходе эксперимента, проведенного недавно на борту Международной космической станции (МКС), были получены многообещающие результаты по развитию эмбрионов мыши в условиях микрогравитации. Целью данного исследования было впервые изучить развитие эмбрионов млекопитающих в условиях отсутствия гравитации — от оплодотворения до формирования бластоцисты, ключевого этапа эмбрионального развития.

Эксперимент по изучению влияния микрогравитации на развитие эмбрионов млекопитающих

Все более активное освоение человеком Солнечной системы ставит серьезные вопросы о жизнеспособности репродукции человека в условиях микрогравитации. Понимание этих аспектов необходимо не только для благополучия будущих космонавтов, но и для возможности устойчивой колонизации Земли.

Недавно проведенный на Международной космической станции (МКС) эксперимент по изучению развития эмбрионов мыши в условиях микрогравитации пролил интересный свет на эту тему и позволил получить новые интересные сведения о репродукции во внеземных условиях. В рамках этого проекта в августе 2021 г. ученые отправили на МКС замороженные оплодотворенные клетки мышей. Там эти клетки были разморожены и поддерживались в специальных условиях при температуре тела. Одновременно с этим на борту МКС находился контрольный образец на Земле и контрольный образец на МКС, но в условиях искусственной гравитации, аналогичной земной, с помощью центрифуги.

На снимке показано сравнение контрольных образцов и бластоцист в условиях микрогравитации.

Неоднозначный успех

В течение четырех дней пребывания в условиях микрогравитации зиготы — оплодотворенные клетки — превратились в бластоцисты. Бластоцисты представляют собой особую фазу эмбрионального развития и характеризуются специфической клеточной конфигурацией. Они состоят из внутренней клеточной массы и трофэктодермы — элементов, предшествующих зародышу и плаценте.

Полученные результаты показали, что эти бластоцисты были похожи на бластоцисты, выращенные в условиях невесомости и на Земле. Однако выживаемость в условиях микрогравитации была ниже, чем на Земле. Полученные результаты позволяют предположить, что гравитация не оказывает существенного влияния на формирование бластоцисты и начальную дифференцировку эмбрионов млекопитающих. Несмотря на многообещающие результаты, переход от стадии бластоцисты к жизнеспособной беременности все еще очень сложен. Это также потребует дальнейших исследований.

Кроме того, предыдущие эксперименты с беременными мышами также выявили осложнения со здоровьем у их потомства, что подчеркивает необходимость продолжения исследований для полного понимания развития плода в космосе.

Подробности исследования опубликованы в журнале iScience.