Космонавтика

Возвращение США на Луну запланировано на 25 января 2024 года

Спустя более чем пятьдесят лет после последней миссии "Аполлон" Соединенные Штаты готовятся войти в историю, вернувшись на Луну 25 января 2024 года. Этот амбициозный проект является ключевой вехой для миссий НАСА "Артемида", которые планируют отправить людей, включая первую женщину, на наш естественный спутник в 2025 году.

Спустя полвека после последнего человеческого следа на Луне Соединенные Штаты готовятся туда вернуться. Перед пилотируемым запуском "Артемиды", который, как мы надеемся, запланирован на ноябрь 2024 года, НАСА вернется на спутник 25 января, присоединившись к миссии частного роботизированного спускаемого аппарата. Он называется Peregrine и разработан американской компанией Astrobotic.

Несколько лет назад НАСА решило поручить частным компаниям отправку научных экспериментов и технологий на Луну в рамках программы под названием CLPS. Генеральный директор Astrobotic Джон Торнтон заявил, что на борту аппарата будут находиться приборы НАСА (экипажа на борту не будет). Они будут использоваться для изучения лунной среды, предвещая будущие пилотируемые миссии.

Передовые технологии, международное сотрудничество и снижение затрат

Миссия Peregrine отличается стремлением значительно снизить затраты на освоение Луны, одновременно решая беспрецедентные технические и научные задачи. Джон Торнтон подчеркивает цель миссии: осуществить посадку на Луну с гораздо меньшими затратами, чем при полетах "Аполлона". Такой экономический подход очень важен, тем более что в истории освоения Луны доля успешных полетов составляет всего 50 %.

По словам представителей компании Astrobotic, посадочный аппарат Peregrine высотой около 1,80 м является настоящим технологическим достижением. Запланированный на 24 декабря запуск из Флориды на борту новой ракеты Vulcan Centaur промышленной группы ULA, он доставит 21 полезную нагрузку от НАСА, правительств, университетов и компаний из семи разных стран.

Стопроцентно автономное путешествие

Среди полезных нагрузок НАСА — нейтронный спектрометр, который будет искать признаки водяного льда вблизи лунной поверхности, исследуя состав грунта, и линейный спектрометр передачи энергии, который будет собирать информацию о радиоактивности на лунной поверхности. Посадка планируется в геологически интересном районе, характеризующемся древними базальтовыми лавовыми потоками, которые представляют собой ценное поле для исследований ученых.

После старта зонду потребуется "несколько дней", чтобы достичь лунной орбиты, но перед посадкой ему придется подождать до 25 января, чтобы условия освещения в месте посадки были хорошими, сказал Торнтон.

Это полностью автономное путешествие не потребует прямого вмешательства человека во время посадки. Однако каждый этап миссии будет строго контролироваться из центра управления Astrobotic. Такой непрерывный мониторинг обеспечивает оптимальное реагирование в случае непредвиденных обстоятельств и позволяет собирать точные данные на протяжении всей миссии.

Программа CLPS и видение лунной экономики

Программа НАСА по коммерческому обслуживанию лунной полезной нагрузки (CLPS) - это стратегическая инициатива по привлечению частного сектора к освоению Луны. Поручая таким компаниям, как Astrobotic, выполнение таких миссий, как Peregrine, НАСА стремится стимулировать инновации и снизить затраты за счет конкуренции и опыта частного сектора. Конечной целью программы CLPS является создание коммерческой инфраструктуры на Луне, что откроет путь к устойчивой экономической деятельности в космосе.

Крис Калберт, руководитель программы CLPS, признает, что, хотя не все миссии оказываются успешными, каждая из них играет ключевую роль в создании лунной экономики. Испытывая новые технологии, проверяя концепции операций и накапливая ценные знания, каждая миссия вносит свой вклад в развитие лунной экосистемы, необходимой для будущего исследования и освоения.

Миссия Peregrine - это не просто демонстрация технологий; она является важным предшественником миссий НАСА "Артемида". Цель этих миссий — обеспечить длительное присутствие человека на Луне и отправить на Луну первую в истории женщину. Поэтому успех Peregrine имеет решающее значение для проверки технологий и стратегий, которые будут использоваться в миссиях Артемиды.

Получив данные о лунной среде, протестировав оборудование и продемонстрировав осуществимость автономных посадок, Peregrine поможет минимизировать риски для человеческих экипажей и максимально увеличить шансы на успех миссий Артемиды. Кроме того, уроки, извлеченные из проекта Peregrine, могут быть использованы при разработке будущих пилотируемых и роботизированных миссий, причем не только на Луну, но и, возможно, на другие объекты, включая Марс.