Возвращение на Луну: Blue Origin решительно оспаривает решение НАСА
В понедельник Blue Origin, ракетная компания, основанная Джеффом Безосом, подала протест в Счетную палату правительства США, оспаривая решение НАСА выбрать только SpaceX для поставки своего следующего лунного посадочного модуля.
В прошлом году НАСА объявило о присуждении трех контрактов Blue Origin, Dynetics и SpaceX на начало разработки посадочных систем, которые позволят следующим людям совершить посадку на Луну уже в 2024 году в рамках программы Артемида. Несколько дней назад американское агентство наконец-то обратилось к SpaceX (и только к SpaceX). И это решение не проходит мимо конкурентов.
Blue Origin подает жалобу
В понедельник Blue Origin подала пятидесятистраничный протест в Управление по отчетности правительства США. "Спор подчеркивает, что независимо от чрезмерных амбиций г-на Маска и г-на Безоса на будущее, нынешнее состояние их космических компаний и способность получать прибыль, необходимую для реализации их грандиозных мечтаний, зависят от коммерческих проблем, таких как игра за правительственные контракты", — отмечает New York Times.
Боб Смит, исполнительный директор Blue Origin, сказал, что решение НАСА было основано на "неправильных оценках" предлагаемых предложений. По его словам, американское агентство "недооценило преимущества предложения Blue Origin" и "преуменьшило технические проблемы, связанные с проектом SpaceX".
Кроме того, генеральный директор Blue Origin добавляет, что в любом случае НАСА должно было придерживаться неоднократно выраженного желания выбрать не одну, а две компании. Но на самом деле НАСА не давало никаких официальных обещаний. В конце концов, агентство выбрало SpaceX, причем по нескольким (веским) причинам.
SpaceX, более дешевое видение будущего
Во-первых, на текущий финансовый год Конгресс предоставил НАСА только 850 миллионов долларов, что составляет четверть того, что агентство запросило на разработку лунных посадочных устройств. Заместитель администратора НАСА Кэти Людерс сказала, что ограниченный бюджет является частью того, что заставило агентство выбрать только одну компанию.
Предложение, предложенное Blue Origin, оценивалось в шесть миллиардов долларов, более чем вдвое превышало цену SpaceX. С другой стороны, по словам Боба Смита, НАСА должно было встретиться и прийти к соглашению со SpaceX, чтобы договориться о понижении цены. Однако, как сообщается, агентство не вело никаких подобных переговоров с Blue Origin. "У нас не было возможности пересмотреть наши цены, и это в корне несправедливо", — сказал Смит.
В дополнение к этим ограниченным бюджетам SpaceX также представила версию своего корабля Starship, который в конечном итоге сможет перевозить гораздо больше людей за одну поездку, а также будет полностью многоразовым.
Конечно, Starship также является технически самым требовательным из предлагаемых транспортных средств. Для выполнения миссий на Луне и за ее пределами инженерам придется разработать технологию дозаправки своих кораблей метаном и жидким кислородом на низкой околоземной орбите. Тем не менее НАСА хорошо понимает, что, делая ставку на Starship, оно тем самым дает себе возможность увеличить количество миссий по низкой цене.
Компания Илона Маска также проявила себя в последние годы. Ее ракета Falcon 9 теперь выполняет большинство контрактов на запуск коммерческих спутников, в то время как ее капсула Crew Dragon уже доставила три экипажа на МКС.
Blue Origin тем временем отстает. Однако успешно прошедший испытания космический аппарат New Shepard предназначен только для коротких суборбитальных полетов, а первый полет ракеты New Glenn, находящейся в стадии разработки, будет осуществлен не ранее 2022 года.
Кэти Людерс сказала, что последующий конкурс на создание последующих посадочных модулей будет открыт для Blue Origin, Dynetics и других компаний. Боб Смит тогда сказал, что Blue Origin подаст будущие предложения, но не без намека на раздражение. Тем временем у Счетной палаты есть 100 дней на то, чтобы принять решение по протесту.