АстрономияНовостиПланетология

Восемь открытий экзопланет, ознаменовавших 2022 год

Спустя более тридцати лет после обнаружения первой внесолнечной планеты астрономы, опираясь на все более мощные телескопы, продолжают делать одну находку за другой. Этот год снова был полон сюрпризов. Вот неполный список основных открытий 2022 года, касающихся экзопланет.

Новый класс экзопланет, на которых может существовать жизнь

Несколько недель назад команда астрономов объявила об открытии нового класса экзопланет, обнаруженных вокруг красных карликов, которые составляют более 70% населения звезд во Вселенной. Считается, что эти миры состоят наполовину из камня и наполовину из воды (в жидкой или ледяной форме). По мнению исследователей, такое открытие может иметь серьезные последствия для поиска внеземной жизни.

Мир в форме мяча для регби

Изучая кривую блеска звезды, находящейся на расстоянии 1 530 световых лет от Земли, исследователи заметили яйцеобразный мир, похожий на мяч для регби. Считается, что "физика" этой планеты, названной WASP-103b, которая в 1,5 раза больше Юпитера, формируется под воздействием интенсивных приливных сил ее звезды.

Экстремальные сезоны

Несколько месяцев назад команда исследователей с помощью телескопа "Спитцер" изучила XO-3b - экзопланету, более чем в одиннадцать раз массивнее Юпитера, которая совершает один оборот вокруг своей звезды всего за три земных дня. В течение года на этой планете будет однодневное лето и двухдневная зима. Сезонные колебания температуры между этими двумя сезонами также были бы в сотни раз больше, чем на Земле.

Что-то общее с Землей

В 2022 году астрономы обнаружили первую внесолнечную планету с похожей на земную слоистой атмосферой. До сих пор предполагалось, что атмосферы экзопланет имеют только однородный слой. Таким образом, эти результаты показали, что даже атмосферы интенсивно облученных газовых гигантов могут развивать сложные трехмерные структуры.

На этом сходство заканчивается. Температура поверхности на "дневной" стороне этой планеты, названной WASP-189b, которая только одной стороной обращена к своей звезде, по оценкам, составляет около 3200 °C. Таким образом, эта планета-мир является одним из самых горячих газовых гигантов из когда-либо зарегистрированных.

Металлические облака и драгоценные дожди

Представьте себе мир, где облака испарившегося металла могут пролиться дождем рубинов и сапфиров. Согласно недавнему анализу, эта экзопланета может быть реальной. В атмосфере WASP-121 b, находящегося на расстоянии 880 световых лет от Земли, в металлических парах алюминий конденсируется с кислородом, образуя корунд. Согласно исследованию, это металлическое соединение при загрязнении другими металлами могло бы производить то, что мы знаем на Земле как рубины или сапфиры. Эти металлы, вероятно, присутствуют в атмосфере этой планеты.

Две каменные планеты вокруг соседней звезды

В мае группа астрономов объявила об открытии двух особенно интересных экзопланет в радиусе 33 световых лет от Земли. Ближайшая из них имеет радиус около 1,24 радиуса Земли и примерно в 2,14 раза массивнее. Вторая - более крупная и массивная, чем первая. Исходя из рассчитанных плотностей, обе эти близлежащие экзопланеты будут иметь каменистый состав. Скорее всего, они будут углубленно изучаться с помощью телескопа "Джеймс Уэбб".

Символическая планка

Не так давно было известно лишь несколько внесолнечных планет. Несколько месяцев назад сотрудники Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) объявили о том, что они преодолели отметку в 5 000 официально зарегистрированных экзопланет. К ним относятся миры, подобные Земле, а также горячие юпитеры и другие газовые карлики. И это только начало. Новые телескопы, недавно запущенные и строящиеся, обещают еще больше расширить эту выборку в течение следующих нескольких лет.