АрхеологияИстория

Викинги побывали на американском континенте ровно 1000 лет назад

Реконструкция церкви эпохи викингов в Норстеде, Ньюфаундленд, недалеко от Л’Анс-о-Медоуз, на месте поселения викингов в 1021 году.

На основе анализа колец нескольких кусков дерева команда ученых установила, что первые викинги прибыли в регион Ньюфаундленд в 1021 году, ровно тысячу лет назад. Подробности исследования опубликованы в журнале Nature.

То, что викинги достигли Америки до того, как европейские исследователи во главе с Христофором Колумбом официально "открыли" ее, не является новостью. До сих пор мы знали, что эти норвежские исследователи действительно поселились уже в первом тысячелетии до нашей эры в месте, известном как Л’Анс-о-Медоуз, на территории современного полуострова Ньюфаундленд. Однако точная дата была еще не известна. Теперь это известно.

Дендрохронология

Шестьдесят лет назад пара археологов наткнулась на деревянные останки поселения на продуваемой всеми ветрами северной оконечности Ньюфаундленда. На первый взгляд, выделялись восемь сооружений, все они были похожи на постройки викингов, уже идентифицированные в Гренландии. Исследователи также обнаружили несколько артефактов, в том числе бронзовую булавку для плаща, которая явно была выполнена в скандинавском стиле.

Поэтому ученые решили, что это место, известное как Л’Анс-о-Медоуз, часто посещали викинги из Гренландии. Но когда это место было впервые занято?

В ходе недавней работы группа геологов из Гронингенского университета (Нидерланды) под руководством Майкла Ди проанализировала три куска древесины, собранные на этом месте в 1970-х годах, каждый из которых принадлежал разным деревьям и был аккуратно вырезан металлическим инструментом.

В лаборатории исследователи скальпелем срезали небольшое количество древесины с каждого кольца каждого куска. Работая с этими образцами (каждый из которых представляет собой один год роста дерева), команда затем выделила остатки атмосферного углерода, попавшего внутрь.

Напомним, что подавляющее большинство углерода в атмосфере - это углерод-12 (стабильный атом, шесть протонов и шесть нейтронов). Радиоактивный углерод-14 (или радиоуглерод) также встречается в меньших количествах. Этот изотоп углерода образуется при взаимодействии космических лучей с атомами в атмосфере Земли.

Изображение под микроскопом одного из исследованных фрагментов дерева.

Соотношение углерода-14 и углерода-12 в атмосфере обычно остается постоянным с течением времени, но иногда пропорции переворачиваются с ног на голову. В 2012 году исследователи зафиксировали необъяснимо высокое содержание радиоуглерода в кольцах, датируемых 774-775 годами нашей эры, в двух кедровых деревьях в Японии. Этот пик теперь известен как событие Мияке (по имени его первооткрывателя Фусы Мияке).

Несмотря на редкость, другие подобные события были зафиксированы в записях древесных колец, и одно из них произошло в эпоху викингов, между 992 и 993 годами. Другими словами, все деревья мира обычно показывают увеличение содержания углерода-14 в это время. Поэтому исследователи использовали эту информацию, чтобы определить, в каком году были вырезаны эти куски дерева.

Команда обнаружила, что все три куска древесины показали выраженное увеличение радиоуглерода уже на 28-м кольце перед их внешней корой. Следовательно, это кольцо должно соответствовать 993 году нашей эры. "Поэтому все, что нам оставалось делать, это считать до кончика", — говорит доктор Ди. Результат: все три куска дерева, проанализированные командой, были срублены в 1021 году.

Это означает, что викинги уже присутствовали в Америке по крайней мере тысячу лет назад. Это открытие знаменует собой новый поворотный момент в истории передвижения человека по планете. Однако остаются и другие вопросы: были ли они уже до этого? И если да, то когда именно они появились? Кто они были? И куда они отправились дальше?