ИсторияКосмонавтика

Валентина Терешкова, первая советская женщина в космосе

16 июня 1963 года Валентина Терешкова вошла в историю как первая женщина, совершившая орбитальный полет вокруг Земли на борту космической капсулы "Восток-6". Она оставалась в экстремальных условиях космоса почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг нашей планеты.

На момент исторического полета Валентине Терешковой было 26 лет, она была советской парашютисткой с авиационным образованием. Ее выбор в качестве кандидата для участия в советской космической программе был основан на ее физических способностях, психической силе и успехах в качестве парашютистки. Полет (и успех) Терешковой внес большой вклад в понимание влияния космоса на человеческий организм, но, что более важно, проложил путь для дальнейших пилотируемых космических полетов женщин.

Первый полет Валентины Терешковой в 1963 году представляет собой важный момент не только в истории космонавтики, но и для женской самореализации. Ведь Терешкова была не только космонавтом, но и символом. Ее полет транслировался по всему миру, проецируя образ новой эры, в которой женщины могли активно участвовать в областях, где ранее доминировали мужчины. Тем самым она проложила путь для будущих женщин-космонавтов и вдохновила целые поколения девочек мечтать об освоении космоса. По крайней мере, таково было намерение, в том числе политическое и популяризаторское, стоявшее за ее миссией.

Интересно, что, несмотря на то, что Соединенные Штаты были в авангарде многих аспектов космической гонки и в те годы были вовлечены в сильную социальную борьбу, они отправили женщину в космос только в 1983 году, через двадцать лет после полета Терешковой. Салли Райд стала первой американской женщиной в космосе, и хотя ее миссия была не менее исторической и имела огромное значение, она подчеркивает задержку, с которой США признали и приняли меры по обеспечению равенства полов в космосе.

Ракета "Восток-К", технически известная как 8К72К, была специально разработанной ракетой-носителем для освоения космоса человеком. Ракета оснащена жидкостным двигателем РД-107/108, способным создавать тягу около 912,6 кН при старте.

Капсула "Восток-6" весом около 4730 кг включала герметичную сферу диаметром 2,3 метра, в которой жил и работал космонавт, и негерметичный служебный модуль, содержащий системы жизнеобеспечения и двигательные установки.

Валентина Терешкова с Юрием Гагариным в 1963 году

Терешкова провела в космосе почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг Земли, достигнув максимальной высоты 212 км. Несмотря на некоторые технические и физические проблемы, Терешкова успешно выполнила научные эксперименты.

После своего исторического полета Терешкова продолжала служить Советскому Союзу. Она стала ведущим политиком, работала в Верховном Совете Советского Союза и стала видным деятелем Коммунистической партии. В настоящее время она по-прежнему заседает в Думе Российской Федерации.