АстрономияНовости

В зеркало Джеймса Уэбба попал метеорит

Метеороидные атаки неизбежны для любого космического корабля. Даже "Джеймс Уэбб" в период с 23 по 25 мая испытал одну такую травму. Судя по всему, производительность телескопа по-прежнему выше ожиданий.

В период с 23 по 25 мая космический телескоп НАСА имени Джеймса Уэбба подвергся удару по одному из сегментов главного зеркала C3. События такого рода были предусмотрены при строительстве и испытании зеркала на Земле. На самом деле столкновения с микрометеороидами неизбежны для любого космического корабля, который регулярно подвергается множеству столкновений во время научных миссий.

Команда, которая оценивала работу "Уэбба" после этого удара, обнаружила, что, несмотря на небольшой эффект, обнаруживаемый в данных, телескоп по-прежнему работает безупречно. Фактически, он делает это на уровне, который по-прежнему превышает все требования миссии. В настоящее время проводятся обширные анализы и измерения. В любом случае космическая обсерватория вполне способна выполнять научные задачи, для которых она была создана.

Находясь на орбите вокруг точки Лагранжа L2 системы Земля-Солнце, главное зеркало "Уэбба" предназначено для того, чтобы выдерживать бомбардировку частицами пыли, летящими с огромной скоростью. Во время строительства телескопа инженеры использовали комбинацию симуляций и реальных испытательных ударов по образцам зеркал. Это было сделано для того, чтобы получить более четкое представление о том, как бронировать обсерваторию для работы на орбите.

Однако удар, полученный Уэббом в мае, оказался сильнее того, что смоделировали инженеры, или того, что можно было проверить физически. Пол Гайтнер, заместитель технического директора проекта в Центре космических полетов НАСА имени Годдарда, сказал:

Мы спроектировали и построили Уэбб с высокими эксплуатационными характеристиками - оптическими, тепловыми, электрическими, механическими - чтобы гарантировать, что он сможет выполнить свою амбициозную научную миссию даже после многих лет пребывания в космосе. Например, благодаря тщательной работе команд стартовой площадки оптика "Уэбба" во время нахождения на земле оставалась чище, чем необходимо. Первозданная чистота повышает общую отражательную способность и производительность, тем самым улучшая общую чувствительность. Это и другие преимущества в производительности делают научные возможности Уэбба устойчивыми к возможной деградации с течением времени.

Прочие меры предосторожности против ударов

Не только зеркало было разработано для выживания в космических условиях. Способность Уэбба обнаруживать и корректировать положение зеркал позволяет частично корректировать результаты столкновений.

Регулируя положение сегмента, пострадавшего от удара, инженеры могут устранить часть искажений. Это сводит к минимуму эффект от любого воздействия. Хотя, очевидно, не все деградации могут быть отменены таким образом.

Инженеры уже провели первую подобную корректировку для недавно пострадавшего сегмента C3. Планируются дальнейшие корректировки, чтобы продолжить тонкую настройку коррекции. Эти шаги являются частью протокола, который также будет активирован в случае будущих событий в рамках мониторинга и обслуживания телескопа во время миссии.

Установка одного из 18 сегментов, входящих в состав первичного зеркала космического телескопа Джеймса Уэбба, во время его строительства на Земле.

Специальные защитные маневры

Для защиты телескопа на орбите экипажи могут использовать защитные маневры, которые намеренно перемещают оптику в сторону от известных метеоритных дождей до их появления. Однако недавнее столкновение в сегменте C3 не было результатом метеоритного дождя и в настоящее время считается неизбежным случайным событием.

Ли Файнберг, менеджер по элементам оптического телескопа Уэбба в НАСА Годдард, сказал: "Мы будем использовать эти данные полета для обновления нашего анализа производительности с течением времени. А также разработать операционные подходы, чтобы убедиться, что мы максимально увеличим производительность съемки Уэбба в течение многих лет".

Недавний удар по первичному зеркалу не вызвал изменений в графике работы Уэбба. Чтобы справиться с последствиями, специальная группа инженеров занята поиском способов смягчения последствий новых ударов микрометеороидов такого масштаба. Команда продолжает следить за наблюдениями научных инструментов и готовиться к выпуску первых изображений Вебба и началу научных операций.

Со временем команда будет собирать бесценные данные и работать с экспертами по прогнозированию микрометеороидов в Центре космических полетов имени Маршалла НАСА. Это необходимо для того, чтобы лучше предсказать, как может измениться производительность, учитывая, что первоначальная производительность телескопа лучше, чем ожидалось.

Огромные размеры и высокая чувствительность "Уэбба" делают его высокочувствительным детектором микрометеороидов. Со временем "Уэбб" поможет улучшить знания о среде частиц пыли в Солнечной системе на L2 для этой и будущих миссий.