Палеонтология

В янтаре нашли таракана возрастом 100 миллионов лет

Современные тараканы — это ночные насекомые, которые бросаются наутек, как только вы включаете свет. Согласно анализу сохранившегося в янтаре экземпляра возрастом более ста миллионов лет, их древние предки, вероятно, вели дневной образ жизни и развивались подобно современным богомолам.

Исследователи уже знали о существовании этого ныне вымершего насекомого под названием Huablattula hui, но этот невероятно хорошо сохранившийся новый образец дает нам лучшее представление о том, как оно воспринимало окружающую среду. Его анализ, проведенный доктором Рио Танигути и его командой из Университета Хоккайдо в Японии, только что стал предметом исследования, опубликованного в журнале The Science of Nature.

Животные используют различные органы чувств, чтобы ориентироваться, находить пищу, избегать хищников и/или находить своих партнеров. Поскольку эти сенсорные структуры часто приспособлены к определенному образу жизни, исследователи могут узнать больше о поведении соответствующих видов, изучая их.

Этот тип анализа намного сложнее, когда речь идет о вымерших видах, особенно о насекомых, чьи маленькие и хрупкие глаза, антенны и другие сенсорные структуры плохо окаменевают в осадочных породах. Однако иногда возникают условия для сохранения этих органов. Янтарь обеспечивает исключительную сохранность ископаемого материала.

Именно это и произошло с этим тараканом-самцом, экземпляр, который был найден на территории нынешней Мьянмы (Бирмы). Около ста миллионов лет назад, когда динозавры еще развивались на Земле, насекомое, по-видимому, попало в ловушку в шаре из древесной смолы и погибло. Со временем эта смола окаменела и превратилась в янтарь.

В рамках этой работы ученые исследовали глаза насекомого под микроскопом. Однако структуры антенн требовали подхода с более высоким разрешением. Поэтому команда использовала технику, которая позволила им сделать срезы янтаря шириной всего 200 микрометров.

Этот подход открыл сенсорный мир, очень отличающийся от мира современных тараканов. Как правило, у последних развиваются недоразвитые глаза, полагающиеся почти исключительно на очень чувствительные тактильные сенсоры своих усиков. Здесь у этого вида были хорошо развитые сложные глаза, но при этом у него было немного меньше тактильных сенсоров, чем у его современных родственников с усами.

Глаза особи (слева) и вид на усики (справа). Кредиты: Рио Танигути и др. Наука о природе

"Эти морфологические признаки органов чувств указывают на то, что этот вид полагался на зрительную систему в своем поведении, например, при добыче корма и поиске хищников", — говорит доктор Рио Танигути. "Основываясь на этих сенсорных структурах, можно предположить, что это древнее существо вело себя скорее как современные богомолы, близкие родственники тараканов, которые активны в течение дня".

Это новое открытие также предполагает, что древние тараканы могли быть гораздо более экологически разнообразными, тогда как большинство современных видов приспособлены к тому, чтобы проводить большую часть своей жизни в темноте. Однако следует отметить, что они не являются прямыми потомками Huablattula hui. Этот экземпляр мелового периода, вероятно, является представителем рода, который был вымершим.