В Великом Церемониальном Городе, который считают родиной ацтеков, изучают загадочные большие кострища

Ла-Кемада — это археологический памятник древнего города, расположенного в штате Сакатекас в центральной части современной Мексики. В отличие от других великих городов, таких как Теотиуакан, он был построен на склонах холма, раскинувшись на террасах, пирамидах и площадях, соединённых дорогами и лестницами.
Название Ла-Кемада ("Сожжённый") дали испанцы, когда впервые прибыли сюда и обнаружили многочисленные следы пожаров, возможно, связанных с заброшенностью города. Его первоначальное название неизвестно, хотя некоторые исследователи предполагают, что это мог быть Чикомосток ("Место семи пещер") — мифическое место происхождения ацтеков-мешиков и других народов, говорящих на науатле.
В истории памятника выделяют три этапа: первые поселения около 400 года н. э., расцвет около 650 года н. э. и упадок с постепенным запустением в период 850–1100 годов н. э.

На одной из площадок возле Вотивной пирамиды, религиозного центра этого места, археологи в 1980-х годах обнаружили одиннадцать ям диаметром около 2 метров и глубиной 90 см. Они были заполнены золой и остатками древесного угля, но почти не содержали фрагментов керамики или инструментов, что позволило исследователям сделать вывод: эти ямы не использовались для приготовления пищи, хотя их точное назначение установить не удалось.
Для чего предназначались эти костровые ямы?
Было выдвинуто несколько гипотез относительно их возможного использования. Некоторые связывали их с церемониями и ритуалами, связанными с сельскохозяйственным циклом кукурузы или сезонными изменениями, например, с зимним солнцестоянием; другие предположили, что это были «гигантские факелы» для освещения ночных церемоний; третьи даже считали, что они могли иметь отношение к жертвоприношениям.
Пространство, где расположены эти ямы, было общественным и находилось рядом с главной пирамидой. Всё указывает на то, что они были частью ритуальных действий, хотя точный их характер до сих пор неизвестен, поясняют авторы нового исследования, посвящённого этим ямам, которое недавно было
Чтобы определить время использования ям, учёные применили метод археомагнетизма. Он основан на том, что при нагревании горных пород до высоких температур (как в костре) в них сохраняется «магнитный отпечаток», фиксирующий ориентацию магнитного поля Земли в тот момент. Анализируя этот отпечаток, можно установить примерную дату, когда горел огонь.

Они исследовали пять ям (обозначенных как LQ1–LQ5), взяв образцы из обожжённых камней внутри них. Результаты показали, что яма LQ1, расположенная рядом с Вотивной пирамидой, использовалась между 927 и 1100 годами н. э., в период, когда поселение уже приходило в упадок. Ямы LQ4 и LQ5 использовались между 675 и 900 годами н. э., во время расцвета города. А яма LQ2 дала противоречивые данные, хотя, по оценкам, она самая древняя — её использовали в VI–VII веках н. э.
LQ1 особенно интересна, потому что её датировка совпадает с периодом угасания поселения. Возможно, эти ритуалы продолжались до самого конца, как символическое прощание, отмечают исследователи.
Причины упадка Ла-Кемады остаются загадкой, но полученные даты подтверждают, что его покидание было постепенным — возможно, из-за засух или чрезмерной эксплуатации ресурсов, хотя и внутренние конфликты также не исключаются. Огонь в этих ямах мог быть способом сохранить память о месте, даже когда город уже лежал в руинах, предполагают учёные.
Какие церемонии здесь проводились? Почему некоторые ямы использовались спустя столетия после того, как город был покинут? Эти вопросы задают исследователи, которые теперь надеются проанализировать ещё не раскопанные ямы, чтобы найти больше ответов.