В США представлена уникальная роботизированная система, способная ходить, летать и ездить

Учёные из Калифорнийского технологического института (Caltech) представили первую в мире многороботизированную систему, объединяющую человекоподобного робота и трансформирующегося дрона, которые способны передвигаться пешком, летать и ездить в синхронизированном режиме. Разработка системы X1, являющейся результатом трёхлетнего сотрудничества между Caltech и Институтом инновационных технологий Абу-Даби, велась с целью объединения всех доступных способов передвижения в едином комплексе для компенсации индивидуальных недостатков каждой машины. Более широкая задача заключалась в создании адаптивных и надёжных автономных систем, способных выполнять реальные миссии — от аварийно-спасательных работ до навигации в городской среде — без управления человеком.
В основу системы X1 легли два компонента: модифицированный человекоподобный робот Unitree G1, способный ходить и переносить тяжести, и многорежимный робот M4, который может летать и двигаться на колёсах. Робот G1 переносит M4, как заплечный рюкзак, и в нужный момент запускает его в одном из двух режимов. Как пояснил директор Института инновационных технологий Клаудио Торторичи, роботы оснащены лидарами, камерами и дальномерами, а комбинирование этих данных позволяет системе понимать своё местоположение и автономно прокладывать маршрут.
Директор Центра автономных систем и технологий Caltech Аарон Эймс подчеркнул, что ключевой задачей была разработка роботов, способных действовать без оглядки на заранее записанные движения человека, что необходимо для их развёртывания в сложных реальных сценариях.
На демонстрации в кампусе Caltech в Пасадене система успешно показала свои возможности. Человекоподобный робот прошел по коридорам, после чего наклонился и запустил со своей спины робота M4 в режиме дрона. Многомодовый робот поднялся в воздух, преодолел препятствия, затем трансформировался в колесное транспортное средство для продолжения пути по земле. Столкнувшись с водоёмом на территории кампуса, он снова переключился в режим полёта, преодолел водную преграду и возобновил выполнение миссии. По словам Мори Гариба, основателя Центра автономных систем, главной сложностью была интеграция разных роботов в единую систему, обеспечивающую различные функциональные возможности.
Следующей целью команды Caltech и Института инновационных технологий является дальнейшее повышение адаптивности и полезности системы для её практического применения в реальном мире. Как отметил Аарон Эймс, работа ведётся в направлении обеспечения безопасного и надёжного контроля, чтобы можно было доверять этим автономным системам.