Новости

В РХТУ им. Д.И. Менделеев прошла Всероссийская мастерская по научной коммуникации для молодых ученых


В РХТУ им. Д.И. Менделеев прошла Всероссийская мастерская по научной коммуникации для молодых ученых

С 29 по 31 октября в рамках Года науки и технологий прошла Всероссийская мастерская для молодых ученых «Rethink». Из-за ковидных ограничений в Москве программа была перенесена в онлайн-формат.

Мастерская «Rethink» была инициирована для того, чтобы молодые ученые по-другому взглянули на связь науки и общества и предложили пути решения актуальных проблем, ставящих барьеры между людьми, которые непосредственно заняты в науке и теми, кто знает о научных достижениях только понаслышке. На протяжении всей Мастерской участники сконцентрировались на пяти предложенных организаторами темах: технологическое предпринимательство, ученые и граждане, научные коллаборации, популяризация науки и устойчивое развитие в науке.

К Мастерской присоединилось более 70 молодых ученых из разных регионов России, которые смогли поучаствовать в дискуссиях о современном состоянии науки вместе с ведущими учеными, предпринимателями и журналистами. Также онлайн-формат помог объединить ученых из разных городов и университетов для совместной групповой работы над проектами в рамках Смыслотона.

На открытии Мастерской с приветственными словами выступили и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева Илья Воротынцев и руководитель отдела по работе с молодыми учеными Министерства науки и высшего образования России Павел Першин. Спикеры отметили, что важно выстраивать горизонтальные связи в науке, развивать навыки коммуникации для эффективного роста новых научных коллабораций, повышения престижа профессии ученого в обществе.

В ходе дискуссионной программы Мастерской участники обсудили проблемы современной науки и коммуникации с ведущими экспертами отрасли, более 20 ученых, журналистов и предпринимателей выступили в ходе мероприятия.

В первый день программы Наталия Тарасова, директор Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ им. Д.И. Менделеева, член-корреспондент РАН, обсудила с участниками вопросы планетарных границ в контексте устойчивого развития. Она подчеркнула, что для устойчивого развития важно вырабатывать новые научные подходы, которые будут отражать как современные реалии, так и перспективы развития. О том, как привлекать граждан к проведению научных исследований и почему это в итоге может быть полезно не только науке, но и обществу, обсудил с участниками Константин Фурсов, заместитель генерального директора по науке Политехнического музея.

На следующий день Мастерской перед участниками выступила Александра Элбакян, создатель портала Sci-Hub, который открывает доступ к миллионам научный статей пользователям по всему миру, она рассказала про историю создания и принцип работы сайта. Также эксперт поделился своим видением проблемы «Открытой науки» и объяснил, что кроме самих ученых, в доступе к научным публикациям нуждаются врачи, журналисты, инженеры, которые не могут себя позволить платные подписки на журналы.

Много выступлений было посвящено проблемы популяризации научного знания. О том, как сделать популяризацию науки эффективной и в чем ученые могут найти пользу рассказала Наталья Смелкова, основатель сети развивающих фестивалей Rukami, экс-директор центра поддержки проектов по развитию талантов НТИ в АО «РВК». Научный журналист Екатерина Мищенко сконцентрировала свое выступление на том, как строится популяризация науки в печатных СМИ, она обсудила с участниками новую моделб функционирования агрегатора научно-технологических пресс-релизов, который позволит улучшить процесс трансфера научного знания от ученых до СМИ. О том, как строится работа по популяризации науки в рамках Года науки и технологий рассказал участникам Глеб Федоров, главный продюсер АНО «Национальные приоритеты». Он подчеркнул, что по предварительным результатам, Года науки и технологий, можно уже считать самым узнаваемым тематическим годом. По его словам, во многом этого удалось добиться за счет создания вирусного контента, который находит отклик у разных аудиторий.

В заключительный день на Мастерской выступил Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Он поделился опытом работы Совета по развитию сети советов молодых ученых в регионах России, рассказал о возможностях, которые открываются перед молодыми учеными. В продолжении темы возможностей для молодых ученых перед участниками выступили победители трека Наука конкурса «Лидеры России» (Виталий Баган, проректор Московского физико-технического института, Ирина Алексеенко, руководитель группы генной иммуноонкотерапии ИБХ РАН; руководитель сектора генной онкотерапии ИМГ НИЦ «Курчатовский Институт» и Сергей Горбачев, начальник управления по работе с региональными органами государственной власти ООО «УК Полюс»). Они поделились своим опытом участия в программе и идеями важных глобальных научных проектов, которые, по их мнению, могут помочь развитию науки в России.

Еще одним гостем заключительного дня работы Мастерской стала Анна Елашкина, руководитель Школы предпринимательства ТехноСпарка. Она рассказала о своем опыте работы в ТехноСпарке и использовании игровых методик для интеграции новых людей в стартапы. Анна представляла трек «Технологическое предпринимательство», который был поддержан Фондом инфраструктурных и образовательных программ группы «РОСНАНО». Записи выступлений спикеров доступны на сайте Мастерской.

В течении всех трех дней на Мастерской был использован уникальный формат групповой работы — Смыслотон. В рамках него участники вместе с художниками создали пять самобытных анимированных роликов, раскрывающих пять треков Мастерской. Для того, чтобы каждый желающий мог посмотреть работы участников, ролики выложены в открытый доступ на сайте Мастерской в разделе «Смыслотон».

В завершающий день интенсива был проведен «Научный клуб» — онлайн-мероприятие, в ходе которого участники делились результатами проделанной работы и представляли готовый проект другим группам.

В онлайн-формате на базе РХТУ им. Д.И. Менделеева также прошел II Всероссийский университетский Science Slam. Шесть молодых ученых из шести университетов России рассказали о том, чем можно разрезать металлический нож, как почистить орбиту от мусора, чем заменить кость и о других своих научных работах в оригинальной и понятной форме. После зрительского голосования победителем был выбран Александр Чубрик, аспирант iPhD «Биоматериаловедение» НИТУ «МИСиС».

«Основная идея Мастерской — это развитие горизонтальных и междисциплинарных связей в сообществе молодых ученых. Это важная задача, потому что в большей степени ученые находятся в коммуникационной среде только своего профессионального знания, где сквозная горизонтальная коммуникация не происходит как раз из-за барьеров непонимания. За пределами своей лаборатории ученые перестает понимать, что происходит у коллег в других лабораториях, – комментирует Георгий Шахгильдян, начальник отдела научной коммуникации РХТУ и идеолог создания Мастерской. «Нам удалось собрать молодых ученых из самых разных областей – от химии и новых материалов, до истории, от физики элементарных частиц, до медицины. Несмотря на разный профессиональный опыт они объединились в настоящие команды, придумали и создали интеллектуальный продут – анимированные ролики, которые описывают тематические области, важные для всех ученых, вне зависимости от специализации. Мы верим, что этот проект будет расширяться, наш формат легко масштабировать на другие университеты, чтобы горизонтальные связи в среде молодых ученых активно развивались».

Организатором Мастерской выступил РХТУ им. Д.И. Менделеева при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Генеральный партнер мероприятия - Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы «РОСНАНО».

Партнерами мероприятия стали Министерство науки и высшего образования РФ, Год науки и технологий, Ассоциация Science Slam Россия, «Лидеры России» – трек Наука. Информационные партнеры: интернет-порталы «Научная Россия», «InScience», Indicator, сетевое издание Naked Science, интернет-журнал Новая Наука, экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».

Подписывайтесь на нас
Back to top button