АрхеологияИстория

В Норвегии при таянии льда обнаруживаются десятки древних стрел

Группа археологов сообщает об обнаружении сотен костей, оленьих рогов и артефактов, в том числе нескольких десятков стрел, освобожденных от льда в горах Ётунхеймен в Норвегии в связи с глобальным потеплением.

Уже несколько лет археологи из университетов Кембриджа, Осло и Бергена проводят раскопки на ледниковом щите Лангфонна, расположенном в 300 км к северу от столицы Норвегии Осло. И не зря эта структура сократилась более чем на 70% за последние два десятилетия под воздействием глобального потепления. В результате выявляется множество артефактов, что позволяет исследователям лучше понять культуру древнего местного населения.

Сохранив в тайне различные места раскопок в течение нескольких лет, пока они собирали все, что могли, исследователи, наконец, подробно описали свои находки в журнале The Holocene.

Согласно радиоуглеродному датированию, самые старые находки датируются примерно 6000 лет назад. В их состав входят оленьи кости и рога, а также палки, используемые для загона животных, чтобы на них было легче охотиться.

Исследователи также сообщают об обнаружении 68 стрел, некоторым из которых также 6000 лет. Однако большинство из них было сделано в период позднего неолита (2400-1750 гг. до н.э.). Они также отмечают, что самые старые находятся в плохом состоянии (раздавлены), в то время как другие хорошо сохранились. Исследователи объясняют, что движение льда определенно повредило самые старые инструменты. Кроме того, они предполагают, что участки льда, которые обычно представляют собой статические структуры, движутся более интенсивно, чем считалось ранее.

Обнаружение этих стрел и оленьих костей еще раз подтверждает предыдущие подозрения о том, что высокие горы Норвегии были горячими точками для охоты на оленей. Животные отступили в эти замороженные земли, чтобы избежать укусов насекомых в летние месяцы, в то время как люди, вооруженные луками, стрелами, палками и ножами, никогда не отставали.

На самом деле, все зависело от времени. В определенные периоды, например, команда находила много оленьих костей, но очень мало стрелок. Это говорит о том, что люди избегали охоты на льду. Вместо этого оленей, вероятно, убили росомахи, говорит Эндрю Карри из National Geographic. Известно, что эти хищники хоронят свои туши в снегу, чтобы потом их можно было съесть.

Между 600 и 1300 гг. н.э. на этот раз (примерно во времена викингов) исследователи обнаружили многочисленные стрелы, но почти не обнаружили ни костей, ни рогов оленей. Опять же, это не совпадение. В то время люди усердно трудились, чтобы убить оленей на льду, чтобы они могли продавать свои меха и рога в качестве товара.

Ледяной покров Лангфонна (по крайней мере, то, что от него осталось).

Напомним, что в апреле прошлого года группа археологов объявила о том, что они обнаружили новые артефакты викингов, высвобожденные в результате таяния ледника Лендбрин, найденные в тех же горах. Среди них были нож с деревянной ручкой, остатки обуви, меховая рукавица или трость с рунической надписью.