Космонавтика

В Норвегии открылся космодром Андёйя

2 ноября на норвежском острове Андёйя состоялось открытие первого, как утверждает Норвегия, действующего орбитального космодрома на материковой части Европы. Первоначально этот космодром будет предназначен исключительно для выведения ракеты-носителя Spectrum компании ISAR Aerospace, первый запуск которой ожидается в конце 2024 года. Однако уже сейчас предполагается разместить на этом космодроме несколько стартовых площадок.

Немецкая компания получит эксклюзивный доступ к первой рампе, которая была построена точно по ее техническому заданию. На ней будут располагаться интеграционный корпус, диспетчерский пункт и, конечно же, стартовая площадка для ракеты-носителя Spectrum.

На открытии космодрома Андёйя вместе с принцем Норвегии Хоконом Магнусом присутствовал также Даниэль Метцлер, генеральный директор и соучредитель компании ISAR Aerospace.

Подобный космодром, расположенный так далеко на севере, позволяет запускать ракеты практически только на гелиосинхронные полярные орбиты. Эти орбиты имеют высоту 600-800 км и околополярное наклонение (80-90 градусов). Главная особенность этих орбит заключается в том, что спутник, находящийся на такой позиции, ежедневно пролетает над одним и тем же участком Земли в одно и то же время, т.е. всегда с одинаковой яркостью.

Поэтому такие орбиты обычно используются только для спутников наблюдения Земли. Последняя отрасль является быстро развивающейся, и все больше спутников запускается с этой целью.

Таким образом, открытие этого космодрома не является рискованным шагом, а скорее решает рыночную, а также политическую задачу старого континента — дифференцировать доступ к космосу, монополию на который сейчас имеет Франция с космодромом Куру во Французской Гвиане.

Европейские космодромы

С 1962 года здесь осуществляются запуски аэростатов-зондов и небольших суборбитальных ракет, причем почти исключительно в исследовательских целях. Поэтому превращение в орбитальный космодром не было случайным. Таким образом, космодром Андёйя стал вторым официально действующим орбитальным космодромом на европейском континенте, наряду с космодромом Эсрейндж в Швеции. Ни один из этих двух космодромов, открытых в 2023 году, пока не запустил ни одной орбитальной ракеты.

Помимо этих двух объектов, в Шотландии в ближайшее время будет открыт еще один космодром, получивший название SaxaVord Spaceport. Именно отсюда в 2024 году должен состояться первый орбитальный запуск RFA One - первой ракеты-носителя главного конкурента немецкой компании-стартапа ISAR Aerospace. Сама компания RFA также планирует в будущем осуществлять запуски с космодрома Андёйя, а также с Эсрейнджа и даже из Французской Гвианы.

Таким образом, после двух кризисных лет - 2022 и 2023 годов - внутренняя конкуренция на европейском рынке космических ракет-носителей станет все более тесной. К этому совершенно новому для старого континента рынку космических ракет-носителей, похоже, добавится рынок малых космодромов.

Успех этих ракет и космодромов в будущем будет зависеть от множества факторов, как коммерческих, так и стратегических. Политический выбор отдельных государств будет играть ключевую роль в выживании всех этих игроков.