АстрофизикаПрирода

В Норвегии наблюдали очень редкое розовое полярное сияние

Явление крайне редкое, но особенно удачливой группе туристов во главе с гидом Маркусом Вариком удалось стать свидетелями этого великолепного зрелища 3 ноября. Оказалось, что солнечная буря нарушила магнитное поле Земли, что позволило солнечным частицам проникнуть глубже в атмосферу. Результат: необычайно красочные световые эффекты.

Проведя более тысячи экскурсий за последние десять лет, Маркус Варик думал, что видел все. И это без учета зрелища, представляемого этими особенно интенсивными розовыми полярными сияниями, наблюдавшимися 3 ноября с его группой. Полярные сияния появились около 18:00 по местному времени и длились около 2 минут. "Это самые интенсивные розовые полярные сияния, которые я видел за более чем десять лет экскурсий", — сказал Варик.

Большинство полярных сияний зеленые; это цвет атомов кислорода, возбуждаемых высокоэнергетическими частицами солнечного ветра на высоте от 100 до 300 километров над поверхностью Земли. Розовый цвет появляется, когда энергичным частицам удается проникнуть глубже в нашу атмосферу, на 100 километров и ниже: это соответствует возбуждению молекул азота. Это редкое явление является результатом образования бреши в магнитосфере, обнаруженной 3 ноября.

Розовые полярные сияния… и странная голубая лента

Небольшая солнечная буря класса G-1 обрушилась на Землю 3 ноября. Вскоре после этого специалисты обнаружили трещину в магнитосфере. Когда солнечная буря достигает Земли, большинство энергичных частиц отклоняется магнитным полем Земли, которое действует как своеобразный щит. Но некоторые следуют за линиями магнитного поля на полюсах, где поле менее интенсивно.

1 576 / 5 000
Результаты перевода
Розовые полярные сияния встречаются крайне редко.

Затем солнечный ветер касается нашей атмосферы; его частицы возбуждают молекулы газа, которые вызывают великолепное северное сияние. Большинство из них имеют желто-зеленый цвет, поскольку атомы кислорода особенно многочисленны там, куда солнечные частицы долетают большую часть времени. Образование расщелины в исключительных случаях позволило частицам спуститься на меньшую высоту, порождая розовые сияния, характерные для атомов азота. В ту ночь также появились особенно интенсивные зеленые полярные сияния.

Разрыв магнитосферы закрылся примерно через 6 часов после его образования. В это время шведские наблюдатели сообщили, что видели странную ленту синего света. "Это было непохоже ни на одно полярное сияние, которое я видел раньше", — говорит Чад Блейкли, директор организации "Огни над Лапландией". Эта лента оставалась видимой и неподвижной около 30 минут и была окружена зелеными полярными сияниями.

Эксперты не знают, было ли это необычное явление просто типом полярного сияния, которого никогда раньше не видели — предположительно вызванным брешью в магнитосфере — или же это было что-то совершенно другое. "Дуга полярного сияния не должна пересекать другую дугу полярного сияния, не нарушая ее, поэтому это трудно объяснить с точки зрения физики полярного сияния", — сказал Тоши Нишимура, специалист по космической физике из Бостонского университета.

Голубая лента, виднеющаяся над озером Турнетреск в Лапландии, северная Швеция

Другим объяснением может быть пролет ракеты. С конца октября Россия проводит учения по стрельбе межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) со своего атомного крейсера "Петр Великий". Последний в настоящее время находится в Баренцевом море. Известно, что выхлоп ракеты может создавать подобные эффекты. Однако несколько очевидцев утверждают, что не наблюдали никаких объектов, пересекающих небо, до появления голубой ленты.

5 ноября Spaceweather.com подтвердил эту гипотезу, заявив, что российская атомная подводная лодка "Генералиссимус Суворов" действительно произвела испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты из Белого моря. Следовательно, это может быть связано с загадочным «голубым сиянием». Аналогичное явление произошло в октябре 2017 года: МБР "Тополь", запущенная с космодрома Плесецк в 800 км к северу от Москвы, вызвала образование большой синей массы в небе северной Скандинавии.

В настоящее время эксперты Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) внимательно следят за большим и растущим солнечным пятном AR3141, которое обращено к Земле. Это пятно имеет бета-гамма магнитное поле, которое содержит достаточно энергии для возникновения вспышек класса М. 7 ноября оно произвело вспышку класса М5, которая вызвала отключение коротковолнового радиовещания в южной части Тихого океана, включая часть Австралии и всю Новую Зеландию.