АстрономияНовости

В ночь с 30 на 31 мая может пройти сильный метеоритный дождь

Астрономы всего мира готовятся к потенциально впечатляющему событию: наша планета скоро столкнется с облаком обломков, созданным кометой SW3 при ее раздроблении в 1995 году. Такая "встреча" происходит только раз в 16 лет или около того, и в этом году это может быть один из самых впечатляющих метеоритных дождей за всю историю наблюдений. К сожалению, его нельзя будет наблюдать из европейской части страны.

Комета 73P/Швассмана-Вахмана, или SW3, — это короткопериодическая комета, которая движется по орбите вокруг Солнца примерно за 5,4 года и проходит вблизи Земли примерно раз в 16 лет. Она была открыта в 1930 году двумя немецкими астрономами, Арнольдом Швассманом и Арно Артуром Вахманом. Диаметр этого небесного тела первоначально оценивался более чем в 1000 метров, но оказалось, что оно начало распадаться в 1995 году, состоя из четырех больших кусков. Со временем комета продолжала распадаться: в 2006 году - в последний раз, когда она проходила вблизи Земли - наблюдалось несколько десятков отдельных фрагментов.

В этом году фрагменты, составляющие его остатки, пройдут еще ближе к нашей планете и могут вызвать прекрасный поток падающих звезд... или нет! Все зависит от скорости кометного обломка: "Если бы обломок SW3 двигался со скоростью более 354 км/ч, когда он отделился от кометы, мы могли бы увидеть хороший метеоритный дождь. Однако если скорость выброса обломков будет меньше, то до Земли ничего не долетит, и метеоров от этой кометы не будет", — говорит Билл Кук, руководитель Управления по метеороидной среде НАСА.

Метеоритные дожди вызываются обломками, выбрасываемыми кометами при их прохождении вблизи Солнца. Как только орбита нашей планеты пересекает эти облака мусора, они вызывают впечатляющие полосы света, проходя через нашу атмосферу. Это явление тем более впечатляет, что некоторые из обломков являются крошечными: большинство из них не больше песчинки! Но их скорость такова, что они вспыхивают, как только входят в нашу атмосферу, оставляя в небе короткие световые следы.

Этот месяц май особенно интересен для любителей этих астрономических явлений. В начале месяца наступили Аквариды - этот падающий звездный дождь, однако, сложнее наблюдать из северного полушария, поскольку он проходит не намного выше горизонта.

Орбита кометы 73P/Швассмана-Вахмана, или SW3. NASA/JPL

Второй шанс увидеть красивое зрелище для людей по другую сторону Атлантики в этом году - это Тау Геркулиды, названные в честь звезды Тау Геркулеса, откуда, по-видимому, появляются метеоры. Пик активности ожидается в ночь на 30 мая и рано утром 31 мая. Тогда радиант Тау Геркулиды будет находиться высоко в ночном небе. Кроме того, это будет новолуние, а значит, свет от нашего спутника не будет мешать наблюдениям. Большая часть Соединенных Штатов, восточная часть Канады, Центральная и Южная Америка будут иметь место в первом ряду на шоу.

Однако астрономы еще не уверены в этом. На самом деле, это явление может вызвать особенно интенсивный поток падающих звезд (более тысячи метеоров в час!), а может не вызвать вообще ничего... Как уже говорилось выше, все зависит от скорости, с которой осколки были выброшены при распаде кометы.

Орбита, нарушенная Юпитером

Когда комета SW3 была открыта в 1930 году, она прошла на расстоянии всего 9,2 миллиона километров от Земли. Однако ее трудно было наблюдать невооруженным глазом, поскольку ее магнитуда в то время составляла всего +7, и в последующие годы она наблюдалась редко. Только в 1995 году она внезапно стала ярче (примерно в 600 раз) из-за ее раздробления; в том же году телескопы Европейской южной обсерватории заметили четыре отдельных крупных фрагмента кометы. В 2006 году космические телескопы "Хаббл" и "Спитцер" наблюдали еще десятки фрагментов.

Фрагменты кометы SW3, сфотографированные космическим телескопом "Спитцер".

По словам Джо Рао, который изучил это явление более подробно, метеоритный дождь в этом году ожидается не из созвездия Геркулеса, а скорее из соседнего созвездия Бувье - из-за влияния Юпитера на первоначальную орбиту кометы SW3. Созвездие Бувье можно узнать по самой яркой звезде Арктур (α Боотис), которую легко заметить по Большой Медведице: просто начните с "ручки" кастрюли и протяните эту дугу до очень яркой звезды, которая является ничем иным, как Арктуром. Вспышка метеора (если она произойдет) должна произойти из точки, расположенной примерно в 6° к северо-северо-западу от этой звезды.

Мы сможем насладиться шоу только благодаря фотографиям, которые астрономы-любители и профессионалы, несомненно, опубликуют в Интернете. Но у нас будет возможность компенсировать это самым долгожданным метеорным роем года - Персеидами, который пройдет с 14 июля по 24 августа; следует отметить, что пик их активности, запланированный на ночь 12 августа, к сожалению, совпадет с полнолунием, что рискует нарушить наблюдения...