Биология

В лаборатории впервые созданы мыши из сублимированных клеток кожи

Чтобы сохранить биоразнообразие, исследователи в основном хранят зародышевые клетки в жидком азоте. Но эта техника сложна, дорога и легко разрушается при стихийных бедствиях. С помощью сублимационной сушки были получены здоровые и фертильные клоны мышей, что открывает путь к более безопасному и экономичному методу. Однако исследователи добились успеха лишь в 0,2-5,4% случаев.

Необходимо сохранять генетические ресурсы видов, чтобы поддерживать их выживание, особенно в случае распространения неизвестных заболеваний или изменений окружающей среды, таких как глобальное потепление. С этой целью ученые уже используют замороженные клетки для получения клонированных животных, таких как овцы, крысы и кролики.

Хотя клонирование - не самый простой способ сохранить генетический материал на будущее, оно позволяет получить весь генетический материал животного. В настоящее время клетки, используемые для клонирования, можно криоконсервировать в жидком азоте, но в этом есть свои недостатки: стоимость обслуживания высока, а в случае стихийного бедствия подача жидкого азота может быть прервана или уничтожена.

"Чтобы решить эту проблему, мы разработали метод сублимационной сушки спермы мыши", — пишут исследователи под руководством Саяки Вакаямы из Университета Яманаси в Японии в своей новой работе. "Мы показали, что высушенные замораживанием соматические клетки могут производить здоровые и фертильные клоны, предполагая, что эта техника может быть важна для разработки более дешевых и безопасных альтернативных решений для биобанкинга без жидкого азота".

Этот процесс использовался и ранее, но в результате эксперимента были получены только эмбрионы мышей на ранней стадии развития - так называемые бластоцисты. В своей последней работе исследователи заморозили клетки кожи из хвостов мышей, которые хранились при температуре -30 °C до девяти месяцев после обработки сублимационной сушкой. Хотя все сперматозоиды погибли после этого процесса, их ДНК осталась неповрежденной, и их можно было использовать для создания бластоцист путем переноса ядер.

Эти эмбрионы ранних стадий использовались для создания запасов стволовых клеток, которые затем вводились в мышиные яйцеклетки, лишенные собственных ядер, в результате чего получались мышиные эмбрионы. За первой клонированной мышью, названной Дорами, последовали 74 другие.

Схема, показывающая процедуру получения клонированных мышей из соматических клеток, криоконсервированных при температуре -30 °C на срок до 9 месяцев.

Исследователи получили здоровых, фертильных самок и самцов мышей, но процент успеха составил всего 0,2-5,4%. "На сегодняшний день единственными клетками, которые дали потомство после сублимационной сушки, являются зрелые сперматозоиды", — пишут авторы. "Сбор спермы у бесплодных самцов и ооцитов/эмбрионов у фертильных самок затруднен. Кроме того, необходимо показать, что сублимированные клетки можно хранить неограниченное время, чтобы сделать их эффективным долгосрочным решением".

Исследователи считают, что сублимационная сушка может быть лучшим методом для сохранения генетических ресурсов на длительное время безопасным, недорогим и не зависящим от местоположения способом. "Возможность хранения генетического материала чрезвычайно важна не только для сохранения образцов видов, но и их генетических вариаций", — говорит д-р Алена Панс, старший преподаватель генетики в Школе наук о жизни и медицины Университета Хартфордшира.

"Кроме того, более дешевые и эффективные методы хранения генетического материала были бы очень полезны для хранения существующих ресурсов клеточных линий, линий стволовых клеток и широкого спектра образцов. Подход, описанный в данной работе, предлагает альтернативу существующим методам хранения, а возможность использования менее ограничительных температур, безусловно, будет большим преимуществом", — добавляет она.

В основном используется в пищевой промышленности для сохранения питательных веществ, при сублимационной сушке вода превращается в лед, при этом лед не пробивает стенки клеток. До сих пор та же группа исследователей получала здоровое потомство из сублимированной спермы, хранившейся в ящике стола более года.