Биология

В Китае создана химерная обезьяна с флуоресцентными пальцами и зелеными глазами

Китайские ученые создали химерную макаку для экспериментальных целей. Животное обладает необычными физическими характеристиками, включая зеленые глаза и флуоресцентные пальцы, обусловленные наличием флуоресцентного белка. По словам специалистов, цель этого исследования — способствовать проведению экспериментов на животных в рамках медицинских исследований стволовых клеток.

В науке химера — это существо, полученное из двух или более различных зигот. Как правило, она создается учеными для исследовательских целей. В лаборатории в Шанхае (Китай) Цзин Цао и его команда "сконструировали" настоящую химерную обезьяну.

По словам исследователей, это не первый случай создания подобной химеры, но, как утверждается, в их работе наблюдается самый высокий уровень смешения клеток из разных клеточных линий. Подробности исследования опубликованы в журнале Cell.

В этом эксперименте использовались стволовые клетки, взятые из так называемых "донорских" эмбрионов в возрасте 7 дней. Они принадлежали к одному виду обезьян - макакам-крабоедам. Из этих клеток Цао и его коллеги создали 9 клеточных линий, которые, достигнув состояния "плюрипотентности", были реинтегрированы в эмбрионы 4-5-дневного возраста, называемые "хозяевами". Плюрипотентные клетки способны развиваться в любой тип клеток организма.

Эмбрионы-хозяева были имплантированы нескольким самкам обезьян. 12 из них забеременели, и 6 обезьян родились живыми, причем только одна из них была в значительной степени химерной. Ее можно было узнать по некоторым заметным отличиям во внешнем виде, в частности, по зеленым глазам и частично желтоватым/флуоресцентным дистальным фалангам.

Интеграция зеленого флуоресцентного белка

Для того чтобы следить за развитием введенных стволовых клеток, исследователи пометили их зеленым флуоресцентным белком. Этот шаг осуществлялся до их интеграции в эмбрионы-хозяева. Белок позволяет стволовым клеткам и образуемым ими тканям светиться при определенных условиях. Из 6 родившихся обезьян только один самец окрасился в зеленый цвет, что свидетельствует о том, что отдельные части его тела были получены из введенных (модифицированных) стволовых клеток.

После проведенного анализа было установлено, что ткани, образованные стволовыми клетками, участвовали в формировании нескольких жизненно важных органов обезьяны. В частности, они присутствовали в мозге, сердце, почках, печени, желудочно-кишечном тракте, семенниках и сперматозоидах обезьяны.

Кроме того, в 26 типах тканей присутствие введенных стволовых клеток варьировалось от 21% до 92%. В то же время у других химерных обезьян, созданных в рамках предыдущих экспериментов, как живых, так и мертвых, только от 0,1 до 4,5% тканей состояли из клеток внешних доноров.

Иллюстрация этапов создания химеры

Цели биомедицинских исследований

По словам исследователей, целью изучения химер является разработка моделей животных, которые можно было бы использовать для более точного изучения заболеваний человека, в частности неврологических. Они считают, что животные необходимы в биомедицинских исследованиях для понимания развития и прогрессирования болезней.

Однако китайские исследователи еще очень далеки от своей цели. Они признают, что процент успешного создания химер все еще относительно низок по сравнению с обычным лабораторным зачатием - методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Такая низкая эффективность может быть связана с используемыми в лаборатории методами культивирования клеток. Так, химерная обезьяна умерла всего через 10 дней.