КосмонавтикаНовости

В капсуле с образцами OSIRIS-REx обнаружены обломки

После семи лет ожидания во вторник команда OSIRIS-REx наконец-то открыла капсулу, в которой находились самые крупные образцы астероидов, когда-либо доставленные на Землю. Контейнер, в котором хранятся эти образцы, по-прежнему запечатан. Однако исследователи обнаружили на его крышке черные обломки. Что это такое?

21 октября 2020 года, спустя четыре года после запуска с мыса Канаверал, зонд OSIRIS-REX совершил успешную посадку на астероид Бенну, находящийся на расстоянии более 330 млн. км от Земли. Его задача — собрать не менее 60 г образцов для последующей доставки на Землю. Для этого космический аппарат спускался по спирали, а затем в течение примерно шести секунд "поцеловал" поверхность Бенну и включил механизм сбора образцов.

В частности, зонд направил на поверхность астероида газообразный азот, который поднял часть камней и пыли. Затем материал был собран пробоотборной головкой манипулятора.

Операция прошла успешно. Однако OSIRIS-REx собрал гораздо больше материала, чем ожидалось (более 250 г). Более того, пробоотборная головка вошла в поверхность глубже и с большей силой, чем ожидалось, погрузившись почти на 50 см.

Во время этого маневра некоторые камни застряли на краю "крышки". В результате часть образцов стала улетучиваться в космос. В NASA предпочли пропустить этап взвешивания и как можно быстрее доставить образцы непосредственно в безопасное место.

Возвращаясь к настоящему моменту, отметим, что черный обломок, обнаруженный рядом с крышкой контейнера для образцов зонда, вероятно, является фрагментом астероида, образовавшимся в результате этого маневра. Однако это должно быть подтверждено дальнейшим анализом.

На снимках с космического аппарата OSIRIS-REx видно, как роботизированная рука спускается к поверхности астероида (слева). На снимке справа видно, как манипулятор поднимает пыль и камни, готовясь к сбору образцов.

Ценная информация

В ближайшие несколько дней в Хьюстоне будет проведен анализ образцов, находящихся внутри зонда. Полученные результаты могут позволить исследователям получить ценную информацию о юности Солнечной системы. Бенну, как и многие другие астероиды, считается реликтом протопланетного диска, который когда-то окружал Солнце вскоре после его формирования.

Эта работа также может помочь определить, были ли объекты, подобные Бенну, засеяны на Земле углеродистыми компонентами, необходимыми для развития жизни около четырех миллиардов лет назад.

Следует также помнить, что большинство этих образцов будет сохранено для изучения будущими поколениями, оснащенными более совершенной аппаратурой. Так уже поступило NASA с лунными образцами, полученными в ходе программы "Аполлон". Более того, некоторые из них были открыты совсем недавно, более пятидесяти лет спустя.