Антропология

В каменном веке даже поцелуи были опасны

Каменный век был сложным и опасным временем. Помимо свирепых хищников, экстремальных погодных условий и постоянной борьбы за выживание, в повседневной среде обитания предков человека таилась смертельная угроза: инфекционные заболевания.

Смертоносные микробы из каменного века

Новое исследование ученых из Стокгольмского университета и Шведского музея естественной истории проливает свет на болезнетворные микробы, поражавшие Скандинавию каменного века. Проанализировав микробиом 38 человек из неолитических общин охотников-собирателей и земледельческих колоний, исследователи выявили не менее 660 видов микроорганизмов, некоторые из которых были особенно плодовиты и потенциально опасны для здоровья человека.

Среди этих патогенных микробов были Yersinia enterocolitica и Salmonella enterica - две бактерии, хорошо известные тем, что вызывают пищевые отравления. Употребление в пищу недожаренного мяса или продуктов, загрязненных фекалиями, может привести к серьезным или даже смертельным инфекциям в мире, где нет антибиотиков и современных методов лечения.

Исследование также выявило присутствие Neisseria meningitidis, бактерии, вызывающей менингококковую болезнь, потенциально смертельное заболевание. Хотя эта бактерия может безвредно сосуществовать в горле и носовой полости некоторых людей, она может привести к серьезным осложнениям, особенно у людей с ослабленной иммунной системой.

Потенциальная роль социальных практик

Одним из самых поразительных результатов исследования стало наличие Yersinia pestis, бактерии, вызывающей чуму, у одного из обследованных людей. Хотя чума часто считается одним из самых страшных заболеваний в истории человечества, исследователи отмечают, что в то время гораздо чаще встречались заболевания, передающиеся через пищу.

Интригующим аспектом исследования является то, что оно подчеркивает потенциальную роль социальных практик, таких как тесный контакт и поцелуи, в распространении инфекционных заболеваний. Например, мы знаем, что Neisseria meningitidis передается при тесном контакте с людьми, являющимися носителями этой бактерии.

Это новое исследование дает увлекательное представление о проблемах со здоровьем, с которыми сталкивались наши предки каменного века, подчеркивая повсеместное распространение инфекционных заболеваний и их влияние на популяции доисторических людей.

Подробности исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.