В Южной Корее создали роботов, которые умеют «забывать» и эффективнее ориентироваться на складах

Южнокорейские исследователи совершили прорыв в области навигации автономных роботов, разработав систему с искусственным интеллектом, которая имитирует человеческую память. Новая технология, получившая название «Physical AI», была создана в Институте науки и технологий Тэгу Кёнбук (DGIST). Она позволяет роботам отличать важные, актуальные препятствия от устаревшей и ненужной информации, используя модель, основанную на социальном феномене распространения и забывания информации. В результате роботы стали двигаться более эффективно, сократив время передвижения на треть в условиях умных фабрик и логистических центров.
Как пояснил автор исследования профессор Кюн-Джун Пак, ключевой задачей было преодоление проблемы неэффективной маршрутизации. Автономные мобильные роботы (AMR), жизненно важные для автоматизации логистики и производства, часто сталкиваются с неожиданными препятствиями, такими как погрузчики или случайно оставленные грузы. Обычные роботы, обученные объезжать такие помехи, не могут «забыть» о них после того, как препятствие исчезает, и продолжают следовать по удлиненному маршруту, что снижает общую производительность.
Новый коллективный интеллектуальный алгоритм математически моделирует то, как определенная информация быстро распространяется, но постепенно забывается. Это позволяет роботам мгновенно делиться друг с другом критически важными данными, например, о местоположении внезапно возникшего затора, и при этом естественным образом забывать устаревшие сведения, если препятствие было убрано. Такой подход оптимизирует навыки совместной навигации машин.
Тестирование технологии в симуляторе Gazebo, моделирующем логистический центр, показало впечатляющие результаты. По сравнению со стандартной навигационной системой ROS 2 новое решение сократило среднее время движения роботов на 30,1% и увеличило пропускную способность по выполнению задач на 18,0%. Это напрямую ведет к повышению производительности и снижению операционных расходов, включая энергопотребление и затраты на техническое обслуживание.
Важным преимуществом разработки является ее простота внедрения. Технология требует только двухмерного лидара без необходимости установки дополнительных датчиков, что снижает затраты на оборудование. Кроме того, она доступна в виде готового плагина для навигационного стека ROS 2, что позволяет напрямую интегрировать ее в существующие системы без изменения аппаратного обеспечения. Это открывает возможности для быстрого применения не только в логистике и на производстве, но и в управлении беспилотными автомобилями, роями дронов, а в перспективе — в системах управления трафиком умных городов и в крупномасштабных поисково-спасательных операциях.
Результаты исследования были опубликованы в .