Астрономия

В древности проходящие мимо звезды изменили эволюцию орбиты Земли

Новое исследование эволюции орбит Земли и других внутренних планет Солнечной системы показало, как эти орбиты изменялись с течением времени под воздействием звезд, проходящих вблизи нашей планетарной системы.

Возмущения, вызванные гравитационным взаимодействием проходящих звезд, изменили долгосрочную орбитальную эволюцию планет. А поскольку геологические данные показывают, что изменения эксцентриситета орбиты Земли сопровождают колебания земного климата, этот результат очень важен. Чтобы понять, как выглядела орбита Земли во время этих эпизодов, и лучше разобраться в причинах древних климатических аномалий.

Один из примеров — палеоцен-эоценовый термический максимум, произошедший 56 миллионов лет назад, когда температура на Земле повысилась на 5-8 градусов Цельсия. Ранее уже высказывалось предположение, что во время этого события орбитальный эксцентриситет Земли был значительно выше. Однако новые результаты показывают, что с учетом проходящих звезд можно получить еще более точную оценку.

Хаотичная и измененная орбитальная эволюция

В последние десятилетия динамическое компьютерное моделирование позволило создать прямые модели орбитальной эволюции Солнечной системы на временных масштабах в миллионы и миллиарды лет. Результаты показывают, что орбитальная эволюция внутренних планет носит хаотический характер. И поскольку мы не знаем точно их свойств, мы не можем оценить эту эволюцию на временных масштабах, превышающих 100 миллионов лет.

Следовательно, прошлую или будущую орбитальную эволюцию Земли можно с уверенностью оценить только на временном горизонте, гораздо меньшем, чем возраст Земли, — около 60 миллионов лет.

В течение этих 60 миллионов лет моделирование изменения параметров орбиты нашей планеты также требует учета дополнительной к остальным неопределенности, обусловленной хаосом: прохождение звезд в окрестностях Солнечной системы.

HD 7977, звезда, похожая на Солнце, которая, по прогнозам, должна была пройти вблизи Солнечной системы 2,8 миллиона лет назад. Звезда отмечена синим крестом.

Проходящие звезды

Когда Солнце и другие звезды вращаются вокруг центра Млечного Пути, они неизбежно проходят близко друг к другу, иногда в пределах десятков тысяч астрономических единиц (1 АЕ — это расстояние между Землей и Солнцем). Такие события называются звездными встречами. В среднем каждые миллион лет звезда проходит в пределах 50 тысяч АЕ от Солнца, а в пределах 10 тысяч АЕ — каждые 20 миллионов лет.

Когда эти звезды проходят близко к нашей Солнечной системе, они возмущают орбиты Юпитера. Следовательно, они изменяют орбитальную траекторию Земли. Большинство симуляций до сих пор не учитывали этот тип событий, но в данном исследовании, проведенном под руководством Натана А. Кайба из Института планетарных наук, он был учтен.

В симуляциях команды учтено исключительно близкое прохождение Солнцеподобной звезды HD 7977, которое произошло 2,8 миллиона лет назад. С учетом этого новые последовательности орбитальной эволюции Земли становятся возможными в эпохи до 50 миллионов лет назад — период, включающий термический максимум палеоцена-эоцена.

На изображении ниже 100 различных симуляций (каждая из которых имеет свой цвет) были отобраны каждые 1000 лет в течение 600 000 лет. Каждая симуляция соответствует условиям современной Солнечной системы, а различия в орбитальных предсказаниях обусловлены в основном орбитальным хаосом и прошлым взаимодействием с HD 7977.

Неопределенность орбитальных параметров растет, но теперь мы знаем, за чем следить

Когда моделирование включает в себя прохождение звезд, неопределенности в отношении параметров, управляющих орбитальной эволюцией, растут еще быстрее. Следовательно, временной горизонт, за которым предсказания этих обратных симуляций становятся ненадежными, более поздний, чем считалось ранее. Это означает две вещи:

1. В истории Земли есть эпохи, когда наши оценки того, как выглядит орбита Земли (например, ее эксцентриситет), не так точны, как мы думали.
  2. Влияние пролетающих звезд делает возможными режимы орбитальной эволюции, которые не были предсказаны прошлыми моделями.

В любом случае известная встреча с HD 7977 2,8 миллиона лет назад может открыть новые последовательности орбитальной эволюции Земли в прошлом, более 50 миллионов лет назад. Последовательности, которые не были рассмотрены или получены в ходе предыдущих попыток моделирования.

И хотя для значимого проявления эффектов звездных транзитов требуются десятки миллионов лет, долгосрочная орбитальная эволюция Земли и остальных планет так или иначе связана с этими звездами.

С полным текстом исследования, опубликованным в журнале The Astrophysical Journal Letters, можно ознакомиться здесь.