АстрономияИскусственный интеллект

В данных "Кеплера" обнаружено более 350 новых планет

Недавно астрономы подтвердили существование 366 новых миров. Это в дополнение к 4 569 планетам, уже подтвержденным в нашей галактике. Как можно объяснить этот невероятный результат? Ответ кроется в новой глубокой нейронной сети под названием ExoMiner.

Космический телескоп Кеплера, у которого закончилось топливо, отключился в октябре 2018 года, почти через десять лет после выхода на орбиту. Благодаря ему будут открыты тысячи экзопланет, что произведет революцию во взгляде на внеземную жизнь. Однако, несмотря на этот отказ, работа по исследованию этой невероятной обсерватории все еще преподносит нам сюрпризы.

Несколько месяцев назад астрономы использовали новую глубокую нейронную сеть, чтобы найти несколько сотен новых миров в нашей галактике.

Глубокие нейронные сети - это методы машинного обучения. Говоря более конкретно, это формы искусственного интеллекта (ИИ), которые позволяют системе обучаться на основе данных. Эти методы уже использовались для обработки данных, собранных различными телескопами, но они не всегда точны.

Совсем недавно исследователи разработали новую, более мощную глубокую нейронную сеть. Названый ExoMiner, данный проект использует суперкомпьютер НАСА Pleiades и может отличать настоящие экзопланеты от "ложных срабатываний".

Этот инструмент позволил исследователям погрузиться в массивные наборы данных, которые Кеплер собрал в течение последней части своей жизни на орбите, избавив их от многих лет анализа для получения столь же эффективного (если не большего) результата.

"Когда ExoMiner говорит, что что-то является планетой, вы можете быть уверены, что это планета", — говорит руководитель проекта ExoMiner Хамед Вализадеган. "Он очень точен и в некотором смысле более надежен, чем эксперты-люди".

В общей сложности ExoMiner смог проверить 366 планет. Конкретно, планета называется "подтвержденной", когда после анализа представляется маловероятным, что данные, выдающие ее присутствие, могут быть объяснены другими известными явлениями. Все они были подтверждены в оставшемся наборе данных "возможных планет или кандидатов", который доступен в архивах Кеплера.

Для тех, кому интересно, ни одна из этих новых подтвержденных планет не похожа на Землю и не находится в обитаемой зоне своей звезды. Однако ExoMiner еще не сказал своего последнего слова. При небольшой доработке исследователи смогут использовать эффективность этого невероятного массива для анализа данных с других телескопов, таких как TESS, предстоящая миссия Европейского космического агентства по изучению планетарных транзитов и колебаний звезд, или PLATO, запуск которой запланирован на 2026 год.